В наше время разработано достаточно большое количество методов образования современного ученика. За колоссальный период изучения этих методов, были выявлены самые удачные и перспективные для преподнесения материала учащемуся в понятной для него форме. Эти методы стремительно развиваются, корректируются, прогрессируют только с одной целью – совершенствовать не только знание самого предмета, но и желание, а так же умение думать. Одним из видов такого обучения является проблемный урок.
Давайте разъясним для себя, что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется. Таким уроком можно назвать урок, на котором преподаватель перед тем, как дать новый материал создает затруднительную ситуацию, тем самым, побуждая учащихся мыслить и искать выход из неё на протяжении самого урока
Цели
урока:- познакомить с понятием рода имён существительных,
- формировать умение определять род имён существительных,
- развивать речь, внимание;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
ЛУУД
– широкая мотивационная основаучебной деятельности.
ОРГ. МОМЕНТ
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Спины, плечи распрямили.
Ножки ставим ровненько.
Руки сложим по порядку.
Левую на парту, правую наверх.
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну “Русского языка”. У нас будут остановки с необычными заданиями. А на чём мы отправимся, вы узнаете, если поставите числа в порядке возрастания.
а | р | п | в | о | о | з |
20 | 33 | 15 | 46 | 39 | 52 | 74 |
паровоз
ЛУУД
учебно-познавательный
интерес к новому
учебному материалу
Что заметили интересного в написании этого слова?
(два корня пар и воз)
- Придумайте слова с корнем воз, корнем пар.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ЧИСТОПИСАНИЕ
РУУД
выполнять учебные действия
Станция “Чистописайка”
Хоть и холодно зимой,
Нам не хочется домой.
Хорошо лететь с горы.
- Ха-ха-ха! – хохочем мы.
Уч:
Какую букву мы будем писать на чистописанииУч: спишите с доски до конца строки.
Х ххх Х ххх
Уч: Какие звуки обозначает эта буква?
Дайте характеристику (согласный, глухой, непарный, твёрдый, мягкий)
Уч: Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Уч: Кто заметил в этой пословице хитрые слова, в которых есть орфограммы.
(Словарное слово хорошо, ь на конце слова)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Станция “Словознайка”
ЛУУД
учебно-познавательный интерес
к учебному материалу
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг погрызли мышки
От слов немного откусили
И в норку быстро утащили.
Давайте поможем словам вернуться в книгу. Выполним дорожку из слов, покажем правильный путь.
- в_ рона
- в_ сток
- к_смонавт
- р_кета
- м_лина
- м_локо
- ябл_ко
- зап_д
- с_бака
- р_сстояние
- б_рсук
- р_стение
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
ЛУУД – учебно-познавательный интерес
к новому учебному материалу
и способам решения новой задачи
Станция “Догадайка”
Ребята прочитайте внимательно словарные слова, на какие группы можно разделить эти слова. (Высказывания детей)
(безуд гласная о и а)
ворона | ракета |
восток | малина |
космонавт | запад |
молоко | растение |
яблоко | расстояние |
собака | барсук |
(одушевлённые и неодушевлённые)
ворона | восток |
космонавт | ракета |
собака | малина |
барсук | молоко |
яблоко | |
запад | |
расстояние | |
растение |
Уч: Молодцы!
Уч: Разделите слова на три группы?
(2 человека у доски, остальные выполняют в тетрадях (по ударению)
Запад | ракета | космонавт |
яблоко | восток | молоко |
малина | расстояние | |
ворона | ||
собака | ||
растение | ||
барсук |
Уч: У кого другие получились группы слов?
(по кол-ву слогов 2слога, 3 слога, 4 слога)
восток | ворона | расстояние |
запад | космонавт | растение |
барсук | ракета | |
малина | ||
молоко | ||
яблоко | ||
собака |
Дети читают свои группы слов.
Уч: Мальвина предложила Буратино выполнить такое же задание.
Давайте, посмотрим какие группы слов получились у Буратино?
(Разделил неправильно, в конце урока дети должны будут переставить карточки со словами)
космонавт | ворона | расстояние |
запад | восток | растение |
яблоко | ракета | малина |
собака | молоко |
- А почему у всех получились разные группы слов.
- Задание было одно, а мнения разные?
Дети: не знаем признак, по которому надо было разделить слова.
Уч: В конце урока мы должны сказать, по какому признаку разделил Буратино слова.
ПОИСК РЕШЕНИЯ
- К какой части речи относятся эти слова? (ответы детей)
- Докажите.
- Что вы ещё знаете об имени существительном (бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)
- С какой частью речи мы сегодня будем работать? (ответы детей)
Мы проведём исследование, и вы мне скажите, что нового мы узнали об имени существительном (появляется табличка – имя существительное)
В результате на доске появляется следующая схема
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
часть речи
кто? что?
предмет
одушевленное неодушевленное
собственное нарицательное
единственное множественное число
Уч: В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
Уч: Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные.
Грамматическая сказка.
У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
Уч: На какие три группы делятся имена существительные?
Д: Имена существительные можно разделить по родам.
Уч: Кто-нибудь знает, как называется род имён существительных (ответы детей)
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
Уч:
Посмотрите на наш паровоз, что можете сказать?Уч: Кто-то может назвать тему урока? (высказывания детей, кто-то может сказать)
Тема урока “Род имён существительных”
Уч: Обратите внимание на наш паровоз, сколько родов имеют имена существительные?
- Прочитайте слова ещё раз.
- А кто сможет поставить слова – помощники к именам существительным (высказывания детей)
- Подумайте.
- Кто догадался?
- Назовите эти слова (ракета – (она, моя), восток – (он, мой), растение – (оно, моё)
Появляются таблички со словами – помощниками.
Уч: Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
Д: Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных.
Уч: А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё! –
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(работа в группах)
Станция “Выполняйка”
ПУУД – устанавливать аналогии
КУУД – учитывать разные мнения
и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве
І группа: Распредилите имена существительные по родам.
Огонь, фабрика, трактор, улица, площадь, библиотека, платье, местность, место, озеро, музей, трамвай.
м.р. | ж. р. | ср. р. |
Огонь | фабрика | место |
Трактор | площадь | озеро |
Музей | библиотека | платье |
трамвай | местность |
Вывод: чтобы определить род, надо подставить слова-помощники.
ІІ группа
Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное и укажи род.
Ловкая _______, мягкая__________, тёплое ________, крепкая _______, поздний______, глубокое______, робкая _______, лёгкий _______, умный______, яркое _______, сильный_____.
ІІІ группа
В тексте найдите существительные, если надо поставь в начальную форму и укажи род.
Сделали вывод: что, определять род имён существительных нужно с помощью слов-помощников и только в ед. числе)
- Какая тема нашего урока?
- Что нового узнали об имёнах существительных?
- Чтобы определить род имени существительного, что нужно для этого сделать?
(Поставить слова он, мой; она, моя; оно, моё и поставить сущ. в ед. число, если оно стоит во множественном числе)
Появляется табличка ед. число
Дети выводят правило и отвечают по схеме.
Учитель читает стихотворение про род имён существительных?
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно моё:
Моё окно, село моё.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Станция “Отдыхай-ка”
Я буду называть имена существительные, если назову слово м. р.– надо присесть, ж.р.– подпрыгнуть, ср.р.– развести руки в стороны.
Трава, небо, ветка, дерево, лето, дуб, ветер и т.д.
Вывод: имена существительные имеют род, а не изменяются по родам.
Появляется табличка – (имеют).
Дети по рисунку рассказывают правило.
ПУУД – строить речевое высказывание
в устной форме.
Станция “Закрепляйка”
Давайте вернёмся к словам, которые распределил Буратино.
- Что заметили интересного? (он неправильно распределил по родам)
- По какому признаку он хотел разделить слова на группы?
- Кто нашёл ошибки.
- Помогите Буратино (дети выходят к доске и передвигают карточки, доказывают)
ИТОГ УРОКА
Станция “Завершайка”
РУУД – адекватно воспринимать оценку
Поздравляю вас с успешным выполнением заданий на всех станциях. Паровозик остался доволен вашей работой и Буратино вы помогли. Давайте себе похлопаем.
Вы умнички, молодцы! Кому сегодня было легко на уроке с помощью ладошек покажите букву “эль” ^, кому трудно Т, а если остались вопросы по данной теме нарисуйте в воздухе?
На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.
Выставление отметок.
Д/з упр. 21-22 упр. 409 или 410 по выбору.
Благодарю за урок! Спасибо!