Здоровьесберегающий потенциал нового федерального государственного общеобразовательного стандарта

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (523 кБ)


Слайд 1. В ходе работы нашей экспериментальной площадки были опробованы разные подходы к повышению здоровьесберегающего качества образовательной среды в начальной школе, всякий раз ориентируясь на возрастающие требования к качеству здоровьесберегающей работы учреждений общего образования.

Слайд 2. Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.

Слайд3. Пока мы работали в рамках эксперимента «Здоровьесберегающий компонент развивающей среды в начальной школе» в течение 2007-2010 гг. в школу пришел новый федеральный образовательный стандарт. Требования в новом стандарте во много перекликаются с той моделью образовательной среды, которую мы разрабатывали совместно в нашем эксперименте.

Слайд 4. В современном образовательном стандарте здоровье выпускников школы рассматривается как один из важных показателей качественности школьного образования.

Слайд 5. Исходя из того, что цель любой инновации в образовательных учреждениях связана не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся, в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Проанализиров материалы федерального государственного стандарта, в данном выступлении я хочу представить основные выдержки, подтверждающее актуальность нашей экспериментальной площадки:

Слайд 6. Во-первых, в разделе «Общие положения ФГОС» прописаны основные требования к портрету выпускника начальной школы, где среди таких личностных качества как;

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • Любознательный, активно и заинтересовано познающий мир;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 7. Во-вторых, более подробно, конкретно прописан здоровьесберегающий компонент в разделе «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования». Особое внимание уделяется активизации потенциала физической культуры не только в урочной (т.е. на уроках физической культуры),

Слайд 8. но и во внеурочной деятельности – через систему секционных, кружковых занятий, общеоздоравливающих занятий в ГПД.

Следует подчеркнуть, что отличная спортивно-оздоровительная база нашей школы позволяет охватить 100% детей и их родителями занятиями в бассейне, на теннисном корте, горнолыжном спуске.

Слайд 9. Мы обратили внимание на то, что в новом ФГОС возросли требования к физической культуре в части формирования у младших школьников навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Анализируя данное положение, мы пришли к пониманию необходимости усиления интеграции содержания образования физического воспитания, окружающего мира, чтения и других учебных предметов.

Слайд 10. В-третьих, следует обратить внимание на третий раздел ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». Так в пункте 16.7 подчеркивается необходимость внедрения программ «…формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»,

Слайд 11. а в пункте 19.3. «Учебный план» четко прописано, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

При это подчеркивается, что «время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов».

Слайд 12. В целом программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе должна обеспечивать:

  • применение учащимися рекомендуемого врачами режима дня;
  • формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление навыков противостояние вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотиков и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Слайд 13. По сути ФГОС предполагает, что за 4 года обучения детей в начальной школе должны быть заложены универсальные здоровьесберегающие действия, обеспечивающие в дальнейшем формирование здоровьесберегающей компетентности.

Слайд 14. При работе со стандартами мы внимательно проанализировали и четвертый раздел ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования»

соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);применение рекомендуемого врачами режима дня;
  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
  • социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
  • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта

Данные требования полностью отражают реализуемое нами в ходе работы экспериментальной площадки направление по созданию экологически комфортной образовательной среды.

Слайд 15. Образовательные стандарты нового поколения включают показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:

  • Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений.
  • Физическое развитие учащихся.
  • Заболеваемость учащихся.
  • Физическая подготовленность учащихся.
  • Комплексная оценка состояния здоровья.
  • Здоровый образ жизни.

Слайд 16. Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся начальной школы, вероятно, будет, проводится по показателям:

  • распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников;
  • информированности школьников в отношении факторов риска;
  • сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.

Слайд 17. Гигиеническую оценку условий реализации общеобразовательных учреждений:

  • Скрининг-оценка
  • С использованием специальных анкет (по 5 основным блокам)
  • В том числе инструмент самоаудита школы.

  Слайд 18. Таким образом, в рамках экспериментальной работы, которую мы проводили и предполагаем вести дальше, актуально направление по разработке и апробации показателей и критериев оценки и самооценки эффективности здоровьесберегающей деятельности в начальной школе.

Слайд 19. Здоровый образ жизни – это успех. Желаю всем здоровья. Спасибо за внимание.