Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цель занятия: Обобщение и систематизация сведений об изученных углеводородных полимерах. Закрепление умения применять в комплексе знания о строении, свойствах и применении изученных органических соединений. Продолжение работы по формированию информационной компетентности учащихся.
Цель для участников семинара: показать возможности предмета естественно-математического цикла для развития информационной компетентности учащихся, в частности умение свертывать и развертывать информацию, полученную из различных источников.
Мотивация деятельности. На примерах изученных углеводородных полимерах рассмотреть и закрепить представления о зависимости свойств от строения и типа химических связей, практическом значении углеводородных полимеров, т.е. на конкретных примерах проиллюстрировать схему, совершенствовать навыки поиска и работы с информацией.
Оборудование и материалы:
На столах учащихся: образцы пластмасс – полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид; тигельные щипцы, спички, портативные приборы для нагревания, ножницы, таблицы по определению пластмасс. – 7 комплектов
В электронном виде: 3D-модели полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, файлы с найденной учениками информацией о применении вышеназванных полимеров.
Раздаточный материал:
Для учащихся: заготовки таблицы (приложение 1) – 14 шт.
Для участников семинара: таблицы (приложение 2), анкета учащегося (приложение 3), тезисный материал по теме “Информационная компетентность” (приложение 4) – 20 шт.
Этапы занятия:
- Определение учащимися цели занятия
- Определение путей достижения поставленной цели (построение на доске кластера, параллельный перенос его в рабочую тетрадь учащегося) см. Приложение 5.
- Выбор формы фиксирования результатов продвижения к цели (составление конспекта, схемы или таблицы – учащиеся, уже работающие в этой системе, выбирают таблицу) см Приложение 1.
- Поиск информации с использованием различных источников информации. Поэтапное фиксирование результатов в таблицу, сопровождающееся аргументацией выбора со стороны учащихся. (работа с конспектами предыдущих занятий, анализ моделей молекул, проведение лабораторного опыта, работа со справочными таблицами, представление материалов домашнего задания, собранных с помощью поиска информации через Интернет) см Приложение 2.
- Сравнение разных форм представления найденной информации, аргументация выбора той или иной формы (материал представлялся в виде текста или в виде иллюстраций с тезисами; учащиеся анализировали с помощью какой формы им быстрее заполнить таблицу, дополнить ответ одноклассника, сравнить информацию своей работы с информацией другого ученика).
- Определение общего признака исследуемых образцов полимеров (оформление названия раздаточной таблицы).
- Прогнозирование дальнейшего пути знакомства с полимерными материалами (на кластере выделилось направление термореактивные полимеры, которое в ходе занятия не рассматривалось.– именно оно и станет следующим этапом при систематизации знаний учащихся о новых полимерах)
- Рефлексия
- Ответы на вопросы участников семинара по этапам занятия, раздаточному материалу
Литература
Узлы информационного переплетения | Информационный носитель | Доступ к информационному носителю | Оценка и комментарии |
Отражение ее содержания в учебной дисциплине | Гейн Александр Георгиевич Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагог– психолога, работника школьной библиотеки. | М., Педагогический университет “Первое сентября”,2010 | Вопросы по работе с информацией |
Компонентный состав информационной компетентности выпускника общеобразовательной школы | http://www.nemaschool.siteedit.ru/page14 | Материал для подготовки приложения 4 | |
Е.Е. Минченков, А. А. Журин,Химия 10 | Смоленск: Ассоциация XXI век, ОАО “Московский учебник”2007 | Для работы учащихся | |
Справочные таблицы для работы учащихся | |||
Расширенное представление научной информации | Вещества, которые создал человек: полиэтилен (N 131671) | http://school-collection.edu.ru | |
Изделия из полипропилена (N 131982) | http://school-collection.edu.ru | ||
Поливинилхлорид (N 103869) | http://school-collection.edu.ru | 3D модель | |
Полиэтилен (N 104000) | http://school-collection.edu.ru | 3D модель | |
Полистирол (N 103903) | http://school-collection.edu.ru | 3D модель | |
Дидактические установки | Программы общеобразовательных
учреждений Программа курса химии в средней (полной) школе. 10–11 классы. / Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский |
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. | |
Общая методика построения учебной дисциплины | Коровкина Наталья Николаевна Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы | https://urok.1sept.ru/articles/412191/ | |
Киселева Татьяна Геннадьевна Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета | http://www.openclass.ru/stories/62780 | Материал для подготовки прилжения 3 | |
Методика построения занятия | Журова Ольга Владимировна Из опыта работы: формирование информационной компетентности учащихся на уроках химии | https://urok.1sept.ru/articles/561004/ |