Экологический проект. Создание экологической тропы на территории школьного двора поселка Рыздвяный

Разделы: Биология, Экология


I. Введение

1.1. Цель проекта

  • создание экологической тропы на территории школьного сада МБОУ “СОШ  №11” п. Рыздвяный;
  • информировать посетителей о представителях флоры данного участка;
  • формировать у населения основы экологической культуры.

1.2. Задачи

  • познакомить с особенностями растений школьного сада;
  • научиться рассчитывать рекреационные нагрузки;
  • воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;
  • познакомить посетителей с путями решений экологических проблем регионального уровня;
  • провести экологическую игру;
  • провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы.

1.3. Обзор проекта

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строиться на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении по назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения - учебно-познавательные экологические тропы.

Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ, техникумов, вузов и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, вблизи населенных пунктов.

Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная ёмкость маршрута.

1.4. Актуальность проекта

Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы..

II. Реализация проекта

1. Паспорт на учебно-экологическую тропу

1.1. Местонахождение

Школьный сад МОУ “СОШ № 11” п. Рыздвяный Изобильненского района Ставропольского края. На карте - схеме отмечена школа со школьным садом. (См. Приложение, фото №1)

1.2. Исторические сведения

В 1975 году, на месте фруктового сада из абрикос, был посажен новый школьный сад. Старшеклассники сажали акации, липы, берёзы, боярышник, каштаны, рябины, ясень. Через год появилась еловая аллея. Правильно посадить деревья и кустарники помогали рабочие совхоза “Мичуринский”. Самыми старыми деревьями на территории школьного двора являются тополя. На сегодняшний день некоторые тополя пришлось спилить.

1.3. Состояние тропы

Состояние хорошее, местами удовлетворительное. (См. в приложении, фото №2)

1.4. Режим пользования

Это учебные экскурсии, исследования, отдых. Запрещается: выпас скота, заезд автомашин, загрязнение.

1.5. Необходимые мероприятия

Очистка сада от сушняка, посадка новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора.

2. Экологическая тропа и игра

Учебная Экологическая Тропа - одно из средств приобщения детей к природе имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

Под моим руководством ученики нашей школы обустроили экологическую тропу на территории школьного участка. Во время экскурсии, которые проводят сами ребята, объектами их рассказов и наблюдений служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения. На тропе установлены птичьи домики. Иногда объектами рассказа становятся интересное или сломанное дерево, ели со спиленными верхушками, рядом расположенная автотрасса и т.п.

На тропе имеются информационные листовки. Тексты написаны на бумаге и запечатанные в файлы, развешиваем на деревьях. В листовках содержатся сведения о живых объектах тропы, высказывания, стихи о природе, обращения по поводу охраны природы. Например:

Войди в природу другом!Не рви, не ломай насаждения.

Не оставляй после себя мусор. И другие.На тропе обязательно размещают входной аншлаг, схему маршрутов и правила поведения.

И всё-таки наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, хочется напомнить народную мудрость; “Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча - пустыню”. Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки названием экологических постов. Их расставляют перед экскурсией, а затем собирают.

В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой.

Экологические тропы в школьном дворе дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, причем не только на уроках биологии и экологии, но и на других уроках и после них. Они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов.

Очень часто можно слышать, что нет средств для организации школьных троп. На самом деле это не такое уж затратное дело. Если на школьном дворе растет с десяток деревьев, то тропу уже можно делать. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания.

Экскурсии, проводимые на тропе, могут быть очень короткими, когда во время урока дети получают задание, выполняемое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвления у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, “Лесная аптека”, во время которой рассказывается о лекарственных свойствах растений. Тематические экскурсии готовятся ребятами, занимающимися в экологическом кружке, и проводятся, как правило, во внеурочное время.

Во время экскурсии мы часто проводим экологическую игру. Я хочу поделиться своим опытом по проведению экологической игры для учащихся 3-4, 5-6 классов, в организации которой я принимаю участие.

Целями и задачами этой игры является:

  • формирование у школьников умений и навыков по определению видового разнообразия растительного покрова;
  • закрепление и расширение знаний полученных на уроках биологии;
  • совершенствование работы по экологическому образованию и воспитанию школьников;
  • выработка у детей потребностей в бережном отношении к природе и ее охране;
  • активизация детского экологического движения в МОУ “СОШ №11” п. Рыздвяного.

Начинается игра с линейки. Каждый капитан отдает рапорт о прибытии команды, затем команда представляет свой экологический плакат и громко произносит девиз (речёвку). Плакаты, девизы, форма одежды и эмблемы команд учитываются при подведении итогов игры. После жеребьевки каждая из команд получает маршрутный лист (см. Приложение https://urok.1sept.ru/articles/585512/pril2.zip), карту-схему (см. Приложение) и отправляется на этап.

Ежегодно при подготовке к игре задания меняются на отдельных этапах. Но во время игры команды могут собирать не только "урожайные" очки, но и быть оштрафованы. Так, например, за нарушение правил поведения на тропе, срывание растений, отклонение от маршрута или пререкание с экскурсоводами команда может недосчитаться в своей копилке по 3 балла за каждое нарушение.

В качестве экскурсоводов на этапах выступают ученики старших классов, которые ранее участвовали в игре сами и прошли специальную подготовку.

Краткое описание станций

2.1. “Начало тропы”

Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут. Для 6-классников предлагается выполнить задания: 1. Определить видовой состав деревьев на территории школьного двора. 2. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений.3.Оценить жизненное состояние деревьев.4. Сделать выводы.

2.2. “Первоцветы”

Экскурсовод может рассказать на этой станции о разных раннецветущих растениях, если экскурсия проводиться весной. Но увидеть первоцветы мы не всегда можем во время проведения экскурсии. Поэтому после игры можно в библиотеке посмотреть презентацию о первоцветах (см. на диске презентацию).

2.3. “Можжевеловая”

На этой станции ребята услышат рассказ об особенностях можжевельника, о его применении в природе и жизни человека. Кроме того ребятам необходимо будет выполнить задание: команда должна назвать наибольшее количество растений, произрастающих на территории школьного сада (см. в Приложении, фото №3).

2.4. “Боярышниковая”

О пользе боярышника, его строении ребята узнают на этой станции, и выполнят задание: найти 3 любых семени и назвать какому растению они принадлежат (см. в Приложении, фото №4).

2.5. “Липовая”

Почему так назвали это дерево? Как можно применить это растение в лекарственных целях? Ответить на эти вопросы вам поможет данная станция. Выполните задание: за 3 минуты команда находит соответствия плодов и листьев (рябины, каштана, ясеня, клена.), (см. в Приложении, фото №5).

2.6. “Берёзовая”

Отгадайте загадку:

Стоит Алёна,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. 

Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе. На этой станции нужно будет отгадать 5 загадок (см. в Приложении, фото №6).

2.7. “Еловая”

В этом месте экскурсовод рассказывает о старых елях - гордости нашего школьного сада. Одна из елей пострадала от топора человека, теперь у неё две верхушки. А в кроне дерева большое голубиное гнездо. Выполните задание: из коробки необходимо взять шишки и сказать к какому виду они принадлежат. (В коробке шишки сосны, ели, туи.), (см. в Приложении, фото №7).

3. Рекреационная нагрузка на территорию

3.1. Степень уплотненности почвенного покрова

На станциях №6, №3, №7 для учащихся 5-6 классов мы предлагаем определить рекреационную нагрузку на почву. На данных станциях в почву вбивают полые пластиковые бутылки объёмом 1,5 л. В бутылки заливается вода – 1 л. С помощью секундомера устанавливают продолжительность просачивания для каждой бутылки до стабилизации скорости фильтрации воды в почве. Критическим пределом скорости фильтрации воды считают 4 мм/мин.

На станции №3 - вода в почву впитывается быстро, не вытекает из бутылки; продолжительность просачивания = 23 мин.15 сек.

На станции №6 - вода впитывается плохо, продолжительность просачивания = 58 мин. 31 сек.

На станции №7 - вода впитывается в почву умеренно продолжительность просачивания = 44 мин. 26 сек.

Вывод: наименьшая скорость просачивания воды в нашем случае отмечается у станции “Берёзовой” - №6, где рядом проходит пешеходная тропа, почва уплотнена настолько, что видны корни берёзы (см. в приложении, фото №8). Значит, здесь сильнее всего рекреационные нагрузки, активнее всего происходит вытаптывание, из-за уплотнения почвы деградирует растительный покров, так как вода не достигает корнеобитаемого слоя, а зимой глубина промерзания на вытоптанных площадях увеличивается в 2-3 раза. На станции №3 вода просачивается быстрее всего, так как ежегодно вокруг этой станции происходит перекапывание почвы.

4. Видовой состав деревьев и их состояние

4.1. Определение видового состава деревьев

Работа производится на территории сада. Результаты оформляются в виде таблицы №1 (см. Приложение).

4.2. Обследование санитарного состояния деревьев

В ходе работы был определен:

  1. Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.
  2. Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

- формирование и наличие дупел;

- вышедшие на поверхность корни;

- спящие почки – “шишки”. В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с неблагополучной экологической обстановкой;

- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска (см. в Приложении, фото№9).

3. Оценено жизненное состояние деревьев. Оценка состояния растений проводилась визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявлены следующие болезни:

а) неинфекционные – вызванные механическими повреждениями;

б) вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета листьев;

в) бактериальные – гнили, пятна;

г) грибковые – налеты, трутовые грибы.

ІІІ. Оценка результатов проекта

При проведении занятий на тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой.

Опыт работы показал, что для закладки и организации работы школьных экологических троп не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений и оборудования. Благодаря экскурсиям, проводимым рядом со школой, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания. Таким образом, школьная тропа становится действенным средством экологического образования.

В заключение хотелось бы сказать еще об одном важном факторе, часто остающемся без внимания, – работе гида, ведущего экскурсию. Как бы хорошо ни была разработана экскурсия, успех ее во многом зависит от личности экскурсовода.

Экскурсовод должен хорошо знать маршрут: разнообразие видов, фенологию, рельеф местности, быстро ориентироваться в уровне подготовки группы и ее интересах. Он должен уметь ответить на любой вопрос и, что немаловажно, быть доброжелательным к любой группе, вышедшей на маршрут. Если эти условия соблюдены, успех экскурсии обеспечен. У нас были хорошие экскурсоводы, которые провели замечательную экологическую игру (см. фото в приложении, фото № 10-13).

Мы провели исследования рекреационной нагрузки на почву. Можно сделать вывод о нарастающей год от года рекреационной нагрузке, а следовательно и степени уплотненности почвенного покрова. А это в свою очередь означает, что хуже поглощается влага, ухудшается газообмен, нарушается развитие корневых систем, ослабевает интенсивность микробиологических процессов в почве. Определили видовой состав деревьев и их состояние. Решили принять участие в посадке деревьев, использовать в озеленение не только саженцы древесных культур, но и кустарники.

Участники экологической игры сделали гербарии (см. в приложении фото №14). Экскурсоводы сделали презентации. Мои предложения по экологической тропе:

  • чаще проводить экологические игры;
  • добавить станции, на которых будут изучать не только флору, но и фауну экологической тропы;
  • уделить больше внимания положительному и отрицательному воздействию человека на обитателей экологической тропы;
  • результаты исследований сделать доступными каждому, т.е. выступать на классных часах, родительских собраниях, выпустить специальный номер школьной газеты.

IV. Литература

1. Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2008 год.

2. Журнал “Биология в школе” №4 (2005 г.), №7 (2009 г.)

3. Стандарт организации “Положение о производственном экологическом контроле”. Российская академия естественных наук, 2008 год.

4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. г.Вологда, 2000 год.

5. Алексеев С.В. “Практикум по экологии”. Москва. АО “МДС”, 1996.

V. Приложение

Таблица №1. Состояние деревьев обследуемого сообщества.

Название деревьев Количество деревьев (всего) Количество поврежденных деревьев Количество здоровых деревьев
Липа мелколиственная 13 7 6
Клен остролистный 12 4 8
Тополь душистый 5 4 1
Ель обыкновенная 13 10 3
Береза повислая 18 15 3
Ясень обыкновенный 2 - 2
Боярышник кроваво-красный 8 4 4
Рябина мучнисторослая 5 2 3
Акация белая 4 3 1
Вяз мелколиственный 7 - 7
Каштан 12 11 1

Схема расположения станций экологической тропы

Маршрутный лист команды:

Станция № cтанции Баллы Роспись судей
Можжевеловая 6    
Боярышниковая 5    
Берёзовая 4    
Липовая 3    
Еловая 2    
Первоцвет 1    

Итого: баллов.

План-схема п. Рыздвяный+фотоиллюстрации (Приложение)