Цели:
- Привить интерес учащихся к изучению произведений русской литературы.
- Продолжить работу по формированию у учащихся умений и навыков исследовательской работы.
- Научиться определять авторскую позицию.
Оборудование:
- портрет М.Ю. Лермонтова;
- рисунки М.Ю. Лермонтова;
- вид горы Бештау.
Форма: урок-исследование.
Ход урока
1. Организационный момент. Первичная актуализация.
Ориентировочно-мотивационный этап, постановка целей и задач перед учащимися.
- Что мы сегодня узнаем? (Опираясь на текст поэмы, больше узнать о жизни и быте горцев и их адатах.)
- Что сумеем сделать? (Найти в тексте примеры, описывающие горские адаты, определить, какие художественные приемы, свойственные горскому фольклору, использовал поэт в поэме.)
- Чему научимся? (Элементам исследования художественного текста по данной теме.)
- Определить авторскую позицию к изображаемым в поэме событиям.
2. Системная актуализация. Работа с текстом произведения.
2.1. Вступительное слово учителя.
Интерес к фольклору горцев Северного Кавказа замечается в самых ранних произведениях М.Ю. Лермонтова, относящихся к 1828 году. Со времени последней поездки на Кавказ прошло всего три года. Юный поэт пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».
С глубокой симпатией говорит поэт о черкесах, восхищаясь простотой и их любовью к свободе, в лирических стихотворениях «Черкешенке» (1829) и «Кавказу» (1830).
В 1831-1834 годах он пишет ряд поэм и лирических стихотворений, связанных с бытом кабардинцев, черкесов, лезгин и других народов Северного Кавказа. Большею частью автор говорит здесь про Пятигорск и прилегающие к нему места.
Одной из таких поэм является «Аул Бастунджи». Давайте вспомним строки из поэмы, посвященные описанию местности.
2.2. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Аул Бастунджи».
I. Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат.
Его уж нет. Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград,
Цепляясь, вьется длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!..II. Ни бранный шум, ни песня молодой
Черкешенки уж там не слышны боле;
И в знойный летний день табун степной
Без стражи ходит там, один, по воле;
И без оглядки с пикой за спиной
Донской казак въезжает в это поле;
И безопасно в небесах орел,
Чертя круги, глядит на дол.III. И там, когда вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, – пустынная змея
Из-под камней, резвяся, выползает;
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом, как блистает
Разбитый меч, оставленный бойцом
В густой траве на поле роковом.IV. Сгорел аул – и слух об нем исчез.
Его сыны рассыпаны в чужбине...
Лишь под огнем, в туманный день, черкес
Порой об нем рассказывает ныне
При малых детях. И чужих небес
Питомец, проезжая по пустыне,
Напрасно молвит казаку: «Скажи,
Не знаешь ли аула Бастунджи?
2.3. Проверка домашнего задания.
Из истории создания произведения.
Форма работы – монологические выступления учащихся.
Контроль – учитель, класс.
Дополнения других учеников.
Примерное выступление.
Поэма «Аул Бастунджи» написана в 1831 году, по другим сведениям – в 1833-1834
годах.
Аул Бастунджи – реально существовавшее в конце XVIII – начале XIX веков
горское селение у горы Бештау. Оно было разрушено после 1804 года. Лермонтов мог
видеть развалины аула, посетив в 1825 году Пятигорье.
В поэме отразилась черкесская народная легенда о непримиримых врагах – братьях
Канбулате и Атвонуке (или Антиноко); причиною вражды явилась красавица-жена
Канбулата.
- Проследить сюжетную линию произведения.
Форма работы – фронтальная.
Контроль – взаимоконтроль.
Примерный ответ.
Герой поэмы, молодой отважный Селим, полюбил жену своего брата Акбулата. Он
знал, что Зара, выданная потив ее воли, замуж за пожилого человека, тяготится
узами брака, и надеялся на её взаимность.
Он признался в своем чувстве Акбулату, но навлек на себя его гнев. Селим просит
Зару бежать с ним, но она, страшась адатов, не посмела последовать за ним. Селим
из мести к Акбулату убил Зару и поджег дом брата; он предан проклятью и осужден
на скитания.
- Вспомнить литературоведческие термины.
Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры
действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Герой произведения –
Авторская позиция – отношение автора к изображаемым в произведении событиям.
2.4. Информационно-поисковый этап.
Работа над образами поэмы с опорой на текст.
Класс разбит на 3 группы.
Форма работы – работа с текстом в группах.
Метод работы – исследование, сбор материалов по темам:
- Характеристика Селима.
- Характеристика Акбулата.
- Характеристика муллы.
Контроль – учитель, взаимопроверка.
Дискуссия учащихся по предложенным темам.
1. Характеристика Селима. Работа над образом Селима.
При родах Селима умерла его мать.
И, хоть невинный, начал жизнь свою,
Как многие кончают, преступленьем!
Рос он одиноким, не был обременен заботами о ком-либо или о чем-либо. Воля – вот его основной воспитатель.
Они с братом жили отчужденно.
И земляки – зачем? То знает бог –
Чуждались их беседы...
Селим не признавал общество, и люди не сочувствовали ему.
Полная противоположность своему брату Селим был «слаб и нежен с юных дней». «Чуждался битв и крови он и зла, но искра в нем таилась... и ждала...».
Селим – бунтарь. Он не признает нерушимости «законного» брака, освященного обычаем, он посмел пойти против желаний брата, нарушая этим еще один адат – права старшинства.
2. Характеристика Акбулата.
Она ярко дана в следующих строчках поэмы:
В ауле том без ближних и друзей
Когда-то жили два родные брата,
И в Пятигорье не было грозней
И не было отважней Акбулата.
Но он не последовал совету муллы и не пожелал променять жену на вольную жизнь воина.
3. Характеристика муллы.
В поэме М.Ю. Лермонтов ярко обрисовывает строгого муллу, который догадывается о причине ссоры братьев и говорит с насмешкой Акбулату:
Чернее земле и небу господин,
И чуждый враг ему не страшен боле;
Но, если б он ослушался меня.
Жену бы кинул и купил коня!
Когда запылала сакля Акбулата, и оттуда послышался его предсмертный смех, мучительный и злой, мулла таинственно сказал: «Молитесь, дети! Это смех шайтана!» и громко запел какой-то стих из Корана. Огонь распространился на весь аул, а Селим бал предан проклятью. Проклятие было одним из видов заговора, а заговоры в старину имели немалое значение в глазах суеверных людей. Молодой поэт чрезвычайно удачно передал здесь дух старинного народного поверья.
2.5. В ходе обсуждения девятиклассники пришли к понятиям:
- Адат кровной мести.
- Адат права старшинства.
- Заговор проклятья.
- Адат похищения женщины.
2.6. Релаксация. (Физкультурная пауза.)
2.7. Исследовательская работа над языком поэмы.
Форма работы – работа в группах с текстом.
Метод работы – исследование художественного текста.
Контроль – взаимоконтроль, контроль учителя.
- Сейчас или ранее выяснить стиль поэмы (поэма написана в романтическом стиле с реалистическими чертами).
- Язык поэмы, навеянный мотивами горского фольклора, сохраняет особенности изобразительных средств горского эпоса:
а) Сравнительные обороты, скрытые сравнения.
Селим исчез быстро, «как дух изгнанья»; он «сумрачен, как див, дитя проклятья»; описывая красоту Зары, поэт говорит:
Черны глаза у серны молодой,
Но у неё глаза чернее были!
б) Автор широко пользуется словами горского (тюркского) происхождения.
«Див» – бес, демон
И странствовал в пустыне одинок
И сумрачен, как див, дитя проклятья!
Комментарий: дивы, или дэвы, очень часто встречаются в эпосе ингушей, осетин и других народов Северного Кавказа. У ингушей они считаются древнейшими насельниками края, обитавшими в горах до нартов (богатырей). Во время археологических разысканий в горной Ингушетии находили развалины монументальных построек, сложенных из гигантских камней. По преданиям местных жителей, все это остатки жилищ дэвов.
«Бастунджи» – само название аула Бастунджи (точнее «бустанджи» или «бостанджи») означает «огородник» – от тюркского «бустан», «баштан» (огород).
«Гурии»
Как гурии, из сумрака и света...
Комментарий: гурии по верованиям мусульман – населяющие рай вечно юные прелестные девы, которые служат наградой правоверным.
«Алкоран» – коран – главная священная книга у мусульман.
«Аллах» – бог.
«Джигит» – воин.
«Шайтан» – злой дух.
в) Искусно владеет писатель и приемом повторения, типичного для народной поэзии, в строфах, заключающих проклятие («да упадет проклятие людей,» «да упадет проклятие аллы»), а также говорящих о гибели аула («Сгорел аул и слух об нем исчез» – в начале и в конце поэмы).
3. Вторичная актуализация. Этап осмысления.
Определение авторской позиции.
Форма работы – индивидуальные выступления учащихся.
Метод работы – фронтальный опрос.
Контроль – взаимоконтроль, контроль учителя.
Примерный ответ.
Стихотворения и поэмы с кавказской тематикой, написанные Лермонтовым до середины 30-х годов, то есть до первой ссылки, характеризуются романтическим стилем: тяготением к кровавым сюжетам, изображением сильных страстей, описанием судьбы людей мятежных, одиноко скитающихся по свету и смело отстаивающих свободу своей личности. Горский фольклор, насыщенный яркими образами, давал богатейший материал юному поэту, много черпавшему из этого источника. Лермонтов очень часто говорил о своей неизменной любви к Кавказу. Это чувство он с глубокой теплотой выразил в «Ауле Бастунджи».
Чтение наизусть «Посвящения» из поэмы.
Однако поэт не идеализирует жизнь изображаемых им народов, воспевая отвагу их героев, их преданность родине, он сурово осуждал жестокие адаты, завещанные стариной. В поэму «Аул Бастунджи» было вложено много правдивых, выхваченных из жизни черт, что способствовало переходу поэта от романтизма к реализму, к большей простоте, к изображению сцен, характеризующих повседневный быт горцев, к созданию персонажей, в которых не было ничего «демонического», необычного.