Уравнение касательной

Разделы: Математика


Цель урока:

  1. Ввести понятие касательной к графику функции, понятие углового коэффициента, геометрического смысла производной.
  2. Сформировать умения и навыки составления алгоритма уравнения касательной к графику функции; умение находить угол, который касательная образует с положительным направлением оси абсцисс.

Задачи урока:

  1. Обучающие: отрабатывать умения и навыки вычисления производной функции, нахождение значения производной в точке.
  2. Развивающие: повышать уровень учебной мотивации с использованием компьютерных технологий, развивать логическое мышление, память, внимание; развивать общеучебные умения и навыки; развивать самостоятельность, потребность к самообразованию.
  3. Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при составлении уравнения касательной.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР.

Приложение

Ход урока

Этап урока, время Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2 – Приложение) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика
2 3 4 5
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (5 минут). «Производная суммы, произведения и частного. Производная сложных функций. П1»
Ресурс №1 (зад. 1,2).
Опрос учащихся по теме «Производная» (устные задания). Выполняют задания устно по учебнику №728, №729.
2. Объяснение нового материала (20 минут).
2.1. Введение понятия геометрический смысл производной. «Геометрический смысл производной. Касательная к графику функции. И1»
Ресурс №2 (зад. 1,2).
Демонстрация ресурса, объяснение на примере. Записывают в тетрадь и запоминают понятие геометрический смысл производной, понятие тангенса угла наклона. Устно выполняют №812(задачник).
2.2. Введение понятия угла наклона касательной. «Геометрический смысл производной. Касательная к графику функции. И1»
Ресурс №2 (зад. 3).
Демонстрация ресурса с комментариями учителя. Записывают в тетрадь и запоминают понятие угла, который касательная образует с положительным направлением оси абсцисс. Устно выполняют №811 (задачник).
2.3. Вывод уравнения касательной. «Геометрический смысл производной. Касательная к графику функции. И1»
Ресурс №2 (зад. 4).
Демонстрация ресурса с комментариями учителя, введение алгоритма составления уравнения касательной (учебник стр. 178). Обсуждают алгоритм составления уравнения касательной на примере №1 (учебник стр.178) и оформляют его на интерактивной доске, записывая в тетрадь.
3. Закрепление полученных знаний (20 минут). «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. П1»
Ресурс №3 (зад.1,2,3,4).
1) Задания из ЭОР.
2) Задания по учебнику №813(а, б), №814 (а, б).
Работают у доски и в тетрадях № 813(а, б), №814 (а, б), используя алгоритм составления уравнения касательной (оставленный на интерактивной доске).
4. Итог урока (5 минут). «Задачи, приводящие к производной. Определение производной функции в точке. Производная сложной функции. К2»
Ресурс.
Подводим итог урока, задание из ЭОР. Выполняют самостоятельно задание из ЭОР(с проверкой, приготовленной на откидной доске).
5. Домашнее задание (3 минуты).   Задает домашнее задание п.34, №813 (в, г), №814 (в, г), №817(а). Записывают домашнее задание в дневник.