Пояснительная записка.
Проблема общения относится к числу важнейших для детей и подростков сфер жизнедеятельности. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. От того, как складывается общение, зависит формирование личности.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создаёт благоприятные предпосылки для формирования личности. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
У младших школьников четко прослеживается линия взаимоотношений «я и учитель», а не линия «я и одноклассники», что ослабляет значимость межличностных отношений. Для многих учащихся начальной школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека).
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.
Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Компетентность коммуникативная [лат. competens – надлежащий, способный] – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Развитие коммуникативных навыков происходит в основном в детском и подростковом возрасте. Подросток должен уметь согласовывать свои действия, решения и амбиции с групповой задачей, достижениями других людей и их мнениями. Что является уже не только учебной, но и коммуникативной задачей. Отсюда то ключевое значение, которое придается развитию коммуникативной компетентности уже на сравнительно ранних этапах обучения в школе. В связи с этим, своевременное изучение и правильная оценка навыков коммуникативности является обязательным условием управления процессом повышения коммуникативности. Несмотря на важность, разработка данной темы в России только начинается.
Прививая навыки сотрудничества, мы создаём в классе дружелюбную атмосферу, в которой дети чувствуют себя в безопасности. Школьный класс – это социальная группа, а самая важная функция любой группы – давать чувство безопасности её участникам.
Данная программа направлена как на развития коммуникативной культуры личности, так и коммуникативную компетентность у детей младшего школьного возраста. В качестве дополнительных направлений программы предусмотрена коррекция самооценки детей, повышение активности и самостоятельности.
Основанием для создания программы и проведением развивающих мероприятий стали следующие выводы и предположения:
- Естественное наличие линии взаимоотношений «я и учитель», а не линия «я и одноклассники», что ослабляет значимость межличностных отношений.
- Результаты, которые были получены в ходе диагностических мероприятий, свидетельствуют о наличие микрогрупп, что может ограничивать разностороннее формирование личности.
- Развитые коммуникативные навыки облегчают период адаптации: перехода учащихся из начальной школы в среднюю, из одного класса в другой и из одной школы в другую.
Цель программы: развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы и толерантности.
Основные задачи:
- Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся.
- Развитие навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.
- Выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытости, чувства юмора.
Программа включает в себя систему занятий, основу которых составляют игры и игровые упражнения, т.к. по данным исследованиям Л.С. Выготского, в процессе игры легче, чем при выполнении какой – любой другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими. В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.
Развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность занятия - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие коммуникативных навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Наполняемость группы: 10-15 человек.
Содержание занятий.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Перечень используемых упражнений. |
1. | Основные способы общения. | Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты. Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же. |
Беседа об общении, видах общения. Упражнения: «Давайте познакомимся», «Лица», «Маски», «Жесты», «Иностранец», «Эти разные слова», «Тише, Танечка, не плачь». |
2. | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | Этикет, правила поведения. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. |
Беседа об этикете, правилах поведения. Упражнения: «Опиши партнера», «Маленький художник», «Тропинка», «Белые медведи». |
3. | Секреты общения. Умение слушать. | Рефлексия. Развитие
внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения
в общении. Секрет 3. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. Секрет 4. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. Секрет 5. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. |
Беседы о слагаемых
общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости. Упражнения: «Назови по имени», «Прикосновение», «Испорченный телефон», «Слушаем тишину», «Интонация», «Сочиняем сказку», «Если б я был волшебником», «Подарок», «Встречи», «Царевна Несмеяна», «Маленький художник», «Волшебные картинки», «Вежливые слова», «Ссора», «Магазин вежливых слов», «Лужа». Художественные произведения: Дж. Родари «Розовое слово «Привет» (урок 5), В. Осеева «хороший поступок» (урок 6). |
4. | Секреты общения. Правила вежливости. | ||
5. | Секреты общения. Вежливое отношение к людям. | ||
6. | Секреты общения. Взаимоуважение. | ||
7. | Секреты общения. Умение понимать состояние другого. | ||
8. | Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. | Рефлексия. Развитие внимания к
окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. |
Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: «Ссора», «Встреча», «Жмурки», «Ключ», «Найди ведущего», «На узкой тропинке». |
9. | Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. | Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила «хорошего слушания». Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. | Беседа о правилах «хорошего слушания».
Упражнения: «Иностранец», «На улице», «Да» и «Нет» не говорите». |
10. | Секреты общения. Что такое дружба? | Дружба. Важность коммуникативных
качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять
характерные черты). Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении |
Беседа об уважении и принятии другого.
Упражнения: «Экспресс-социометрия», «Ценные качества», «Игра в другого человека», «Пожелания». |
Итого: 10 часов. |
Методы и средства оценки эффективности программы.
Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя ряд методик:
- Методика Дж.Морено для изучения структуры межличностных отношений в классе.
- Как дополнительный инструментарий, исследования межличностных отношений, можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.
- Проводится анкетирование для оценки привлекательности классного коллектива, которую можно использовать в качестве беседы об особенностях взаимоотношениях ученика с классом.
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных выше методик.
Программа выполняла развивающую функцию. Применяемые приемы развивающих мероприятий реализовались на группе учащихся 4-х классов начальной школы.
Развитие коммуникативных навыков заключалось в обучении умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию. Что способствовало так же выработке защитных качеств личности: уверенность в себе, открытости, чувства юмора. Оказывало воздействие на разностороннее формирование личности.
Развивающие мероприятия подбирались исходя из индивидуальных особенностей детей данного возраста.
Выявление эффективности работы развивающей программы проводилось в два этапа: I – на последних занятиях (проводились диагностические мероприятия); II – при переходе детей в 5-ый класс (сравнивались результаты адаптации учащихся проходивших развивающую программу и не участвовавших в ней).
На первом этапе можно отметить, что по результатам наблюдений педагогов произошёл безусловный рост межличностных отношений:
- дети стали более внимательными друг к другу;
- пробуют высказывать и защищать свою точку зрения;
- некоторым учащимся удается неагрессивно отстоять свою позицию;
- появилась уверенность в ответах при защите своего мнения;
- уменьшилось количество ссор.
Диагностические данные по методикам были соотнесены с ранее полученными результатами. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений. Таблица №1 показывает динамику роста взаимоотношений. Увеличиваются взаимные выборы и уменьшаются взаимные отвержения. Умение адекватно оценивать отношение к себе других людей называется социально-рефлексивными навыками. Уровень социально-рефлексивного развития – важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека. Развивающие занятия помогли некоторым учащимся научиться адекватно оценивать свое место в коллективе, они приобрели социально-рефлексивные навыки.
Таблица №1.
Этапы программы | Сплоченность | Вывод об уровне развития | Социально-рефлексивное развитие | Вывод об уровне развития | |
Взаимные выборы | Взаимные отвержения | ||||
начало | 46 | 16 | низкий | 13 чел. | средний |
конец | 64 | 9 | средний | 19 чел. | выше среднего |
Количественные данные преобразуем в качественные. Более наглядно полученные результаты можно увидеть на гистограмме (Приложение 1).
Таким образом, можно сделать вывод, что при целенаправленных действиях с помощью специально подобранных игр и упражнений удалось повысить социально-рефлексивный уровень, выявить динамику роста взаимоотношений.
Групповая сплоченность – важный параметр, показывающий степень взаимоотношений в группе. Его можно определить не только путем расчета соответствующих социометрический индексов, но и с помощью методики Сишора «Определения индекса групповой сплоченности». Полученные данные представлены в виде гистограммы (Приложение 2).
Сравнение испытуемой группы с контрольной обязательно, т.к. сплочённость группы, так или иначе, связано с «руководящей линией» взрослого, работающего с классом, который обязательно развивает данный показатель в рамках воспитательной работы. Сравним рост «сплоченности группы» у имеющихся групп: уровень в первой группе вырос на 1,5 единицы, а у второй на 4,6 единиц. Можно сделать вывод, что целенаправленная работа и грамотно подобранные упражнения увеличивают рост «сплоченности группы».
При переходе учащихся в среднее звено проводиться ряд мероприятий по выявлению уровня адаптации учащихся 5 класса. Проанализировав полученные результаты можно констатировать тот факт, что легче всего адаптация проходит у учащихся из испытуемой группы, т.е. у тех ребят кто участвовал в данной развивающей программе.
Выводы. Повышенный социально-рефлексивный уровень, динамика роста взаимоотношений может свидетельствовать о том, что:
- Данная программа успешно формирует и развивает коммуникативную культуру обучающегося. Это выражается в изменении качества общения членов учебной группы. Проявляются навыки эффективного слушания, активно высказывают свое мнение, аргументировано и неагрессивно отстаивают свою позицию.
- Полученный опыт ведет к выработке защитных качеств личности: уверенности в себе, открытости...
- Целенаправленная работа и грамотно подобранные упражнения увеличивают рост «сплоченности группы». Приобретенные навыки сотрудничества создают в группе дружелюбную атмосферу, в которой каждый участник чувствует себя в безопасности.
В ходе работы был выявлен факт, что данная развивающая программа может реализовать еще одну задачу – профилактика успешного перехода учащихся из начальной школы в среднюю, из одного класса в другой
Таким образом, можно заключить, что данная система развивающих мероприятий способствовала развитию коммуникативных навыков, повлекла за собой качественные изменения социально-рефлексивного развития личности, навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию, облегчила период адаптации к среднему звену.
Дальнейшие перспективы и возможности в разработке моей темы я вижу в расширении данной программы: увеличение кол-ва занятий и развивающего материала, информационный ликбез для родителей на собраниях. На методическом объединении педагогов начальной школы познакомить с программой и Продолжением данной программы и поддержанием полученных навыков может служить совместная работа учащихся по подготовке какого-либо мероприятия. В роли наблюдателя и куратора может выступить педагог данной группы или класса.
Список использованной литературы:
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
- Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
- Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.