Удивительный мир природы встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда красоту вечерней зари, облачков плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
Дети по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой и открывают для себя новые явления и предметы. Это расширяет их знания, способствует формированию познавательного интереса. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать, выяснять не понятное об явлениях действительности.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность.
Дети в силу своей любознательности думают, предлагают свое, иногда очень нестандартное интересное решение.
Средство формирования познавательного интереса детей развивает гармоничную, разносторонне развитую личность.
Познавательный интерес ребенка отражается во всех видах деятельности: в рисунках рассказах, театрализованных играх…
Наиболее важным компонентом творческого отношения к миру является его эмоционально-мотивационная основа. Поэтому необходимо использовать эмоционально насыщенный материал для практических преобразований.
Проект «Театр на ладошке» решает эту актуальную проблему по формированию познавательного интереса и творческого отношения к миру.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Очень важно, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В спектаклях роли исполняют сами дети, проявляя при этом огромную фантазию и творческую способность.
Мы стараемся, чтобы у всех была хотя бы маленькая, но своя роль, так как, получив ее, ребенок чувствует ответственность, проявляя самостоятельность, творческую активность. Театрализованные представления вызывают разные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности. Формируют нравственные представления (сопереживания, заботливое отношение друг к другу, положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия), а это особенно важно для наших детей.
В «Театре на ладошке» наряду с детьми участвуют взрослые. Во время таких досугов отношения «ребенок – взрослый» становятся более доверительными и демократичными.
Подготовку атрибутов к спектаклю в «Театре на ладошке» готовим на занятиях по ручному труду, рисованию, аппликации, в свободной творческой деятельности. Проводим активную работу с родителями, привлекаем к изготовлению персонажей и декораций, писать небольшие пьесы, чтобы, вернувшись домой ребенок не забывал о том, что было в детском саду. А вместе с родителями продолжал готовиться к новому спектаклю в «Театре на ладошке».
Готовить атрибуты к театру совсем несложно и принцип действия такого театра совсем не сложный, его может изготовить самостоятельно любой ребенок под руководством взрослого. Нужно оформить картинку - сцену, сделать прорези, в которые вставляются подставками, нарисованные и вырезанные герои спектакля и читается текст в ролях. Жизнь картинок имитируется наклонами подставок во время речи конкретного персонажа.
Наши дети готовили и участвовали в таких спектаклях «Театра на ладошке», как «Январенок», «Солнышко на качелях», «Остров дружбы», «С кем дружит ель», «Кто кормился у кормушки» и т.д.
Основная цель «Театра на ладошке» – это создание условий в формировании познавательного интереса, как основы творческого развития посредством театрализованной деятельности.
В решении этой актуальной проблемы ставим следующие задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, т.е. поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено действовать при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
- Развивать способность у детей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, которые способствуют проявлению творческих способностей и познавательного интереса.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Создание условий для расширения опыта детей, накопление запаса представлений об окружающей действительности.
- Формирование познавательного интереса и развития речи детей.
Содержание работы над проектом:
- Ознакомление с «Театром на ладошке».
- Чтение сценариев (пьес) и обсуждение. «Солнышко на качелях», «Остров дружбы», «Январенок» и др.
- Подготовка атрибутов для кукольного театра на занятиях по ручному труду, рисовании, аппликации, самостоятельной творческой деятельности.
- Театрализованное обыгрывание персонажей «Театра на ладошке».
- Беседа с детьми о значении мимики и жестов в театрализации.
- Беседа с детьми о правилах поведения в театре.
- Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
- Конкурс рассказов на тему «Наш театр» на занятии по развитию речи.
- Игра «Изобрази отгадку», изображение героев пьесы с помощью мимики и жестов.
- Лепка на тему «Любимые герои спектакля».
- Конкурс рисунков на тему «Герои спектаклей».
- Конкурс пантомимы «Изобрази меня» (изображение животных при помощи мимики и жестов).
- Подвижные игры «Солнечные зайчики», «Лохматый пес», «Совушка» и др.
- Открытый показ спектакля «Остров дружбы».
- Театрализованный досуг на прогулке «Солнышко на качелях».
Цель нашего проекта «Театр на ладошке» – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применять в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты от реализации этого проекта:
- Ребенок осознанно перерабатывает информацию об окружающей его жизни, делает выводы, умозаключения, рассуждает.
- Приобретенные знания, умения и навыки ребенок будет использовать в практической, совместной и самостоятельной деятельности.
- Сформированность познавательного интереса даст ребенку возможность самостоятельно познавать новое об окружающем его предметном мире, устанавливая между ними связи и отношения.
- Ребенок эмоционально отзывчив, любознателен.
- У ребенка на достаточном уровне развиты познавательные процессы: мышление, память, речь...
- Ребенок умеет добывать необходимые знания опытным путем.
Литература:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. -М.: 1991.
- Буренина И.А. От игры до спектакля. -СПб, 1996.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. -М.: Вако, 2005.
- Герасимова Е.О., Данилина Г.С., Марчук Н.А. К гармонии с природой. -СПб,1995.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. -М., 1982.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. -М., 1990.