Урок-закрепление по теме "Алюминий и его соединения"

Разделы: Химия


Карточка-модуль для самостоятельной работы учащихся

Учебник: Е.Е.Минченков, Л.С.Зазнобина, Т.В.Смирнова. Химия 8 класс. Ассоциация XXI век, 2006 г.

Название учебного модуля № учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УМ-0.
Организация начала занятий.
УЭ-0 Интегрирующая цель всего урока: в результате овладения темой учащиеся должны:

1. Знать характеристику элемента алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
2. Уметь объяснять строение электронной оболочки атома алюминия; раскрывать физические свойства алюминия; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его свойства; указывать нахождение алюминия в природе, а также области практического применения алюминия и его соединений.

Внимательно прочитайте цель урока.
УМ-1.
Проверка усвоения материала прошлого урока.
УЭ-1 Цель: подготовка к работе.

1. Запишите в тетрадь название темы урока.
2. Выполните задание. Правильность выполнения задания проверьте в конце урока после изучения нового материала (УЭ-5).

Интеллектуальная разминка:

1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb.

2. Укажите общее в строении атомов K и Li:
а) 2 электрона на последнем электронном слое;
б) 1 электрон на последнем электронном слое;
в) одинаковое число электронных слоев.

3. Металлический кальций проявляет свойства:
а) окислителя;
б) восстановителя;
в) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

Работайте самостоятельно.
УМ-2.
Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.
УЭ-2 Цель: знать нахождение алюминия в природе.

Содержание алюминия в земной коре (в %): _______________.

Рассмотрите в коллекции образцы природных соединений алюминия. Сравните их по твердости, прочности и цвету.

Каолин Al2O3*2SiO2*2H2O Мr = w(Al) =
Полевой шпат Na2O* Al2O3 * 6SiO2 Мr = w(Al) =
Нефелин Na2O* Al2O3 * 2SiO2 Мr = w(Al) =
Корунд Корунд Al2O3 Мr = w(Al) =
Пользуйтесь учебником на стр. 137-140 и коллекцией минералов.
Работайте в тетради.
УМ-3.
Усвоение новых знаний.
УЭ-3 Цель: знать строение и физические свойства простого вещества алюминия.

Укажите:

1. Тип химической связи ______________________.
2. Тип кристаллической решетки _______________.

Найдите в коллекции алюминий или изделие из него, рассмотрите образец и запишите его физические свойства:

1. Цвет:
2. Теплопроводность:
3. Металлический блеск:
4. Электропроводность:
5. Твёрдость:
6. Плотность:
7. Пластичность:
8. Температура плавления:

Работайте парами.
Используйте в работе учебник стр.138 (раздел – факты).
УМ-4.
Первичная проверка понимания.
УЭ-4 Цель: уметь записывать уравнения химических реакций взаимодействия алюминия с простыми и сложными веществами.

1. Составьте уравнения химических реакций.
2. Сделайте выводы.

Взаимодействие алюминия
с простыми веществами со сложными веществами
   

Вывод:

Самостоятельно.
Пользуйтесь указаниями в тексте учебника.
УМ-5.
Подведение итогов урока.
УЭ-5 Цель: проверить умение использовать знания.

Выходной контроль.

1. Прочитайте цель урока. Что из запланированного вы не усвоили?
2. Проверьте правильность выполненного вами задания в начале урока.
3. Выполните тест по теме: «Алюминий и его соединения».

Тест по теме «Алюминий и его соединения».

1. Самым распространенным в земной коре металлом является:
а) Са;
в) Na;
б) Аl;
г) Fe.

2. Самым активным металлом среди перечисленных является:
а) Na;
в) Аl;
б) К;
г) Мg.

3. Амфoтерные соединения образует:
а) Са;
в) Аl;
б) Na;
г) Li.

4. Сплав на основе алюминия называется:
а) бронза;
в) мельхиор;
б) латунь;
г) дюралюминий.

5. В самородном состоянии встречается в природе:
а) Аl;
в) Na;
б) Сu;
г) Мg.

6. Не подвержен коррозии:
а) Аl;
в) Na;
б) Fe;
г) Li.

7. Алюминий входит в состав следующего природного соединения:
а) сильвинит;
в) гипс;
б) кальцит;
г) корунд.

8. При растворении алюминия в воде получается раствор:
а) алюминия;
в) гидроксида алюминия;
б) оксида алюминия;
г) гидрида алюминия.

9. В ряду Na – Мg – Аl – Si:
а) увеличивается число энергетических уровней в атомах;
б) усиливаются металлические свойства элементов;
в) уменьшается высшая степень окисления элементов;
г) ослабевают металлические свойства элементов.

1.Выберите правильный ответ.
2. Проверьте свои ответы по ключу (ключ у учителя).
3. Выставьте свою оценку в тетрадь.
Ваша оценка соответствует количеству правильных ответов.
УМ-6.
Информация о домашнем задании.
УЭ-6 Домашнее задание. Цель:

1. Знать характеристику элемента алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
2. Уметь объяснять строение электронной оболочки атома алюминия; раскрывать физические свойства алюминия; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его свойства; указывать нахождение алюминия в природе, а также области практического применения алюминия и его соединений.

Действия: выберите домашнее задание.

1. Если вы выполнили все учебные элементы и тест без ошибок – можете выбрать любое творческое задание.
2. Если в работе встречались трудности, есть исправления – повторите материал §26, выполните задание №2 на с. 140

Творческие задания:

1. Приготовьте сообщение об алюминии или изделий из него.
2. Составьте кроссворд по теме: "Алюминий и его соединения."

Творческие задания выполняется по желанию.