Цель: Формирование образа будущего, активизация процесса рефлексии. Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся.
Задачи:
- Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций в социуме, навыков самопрезентации обучающихся.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду как к важнейшей нравственной категории.
Перед началом занятия создается эмоционально-комфортная атмосфера для общения: учащимся предлагается выбрать, как они хотят сидеть.
Воспитатель. (СЛАЙД 1)
Здравствуйте, ребята! По-моему, вопрос, заданный
поэтом Маяковским много лет назад, особенно
актуален сегодня: в старших классах выбор
профессии становится необходимостью и
реальностью. Этот выбор в ранней юности – один из
важнейших. Поэтому тема классного часа «Кем
быть?». (СЛАЙД 2) Ребята, можете ли вы перечислить
все профессии, которые существуют в современном
мире? (учащиеся с места отвечают, что,
конечно, нет) Если мы не можем изучить
все профессии для себя, то … нам остается
изучить себя для выбора профессии! Это и
будет целью нашей встречи! (СЛАЙД 3)
Мы с вами уже начали изучение себя. Мы изучили
разные стороны нашей личности, которые являются
врожденными и с которыми вы живете всю жизнь,
учась ими пользоваться или как-то с ними
бороться. У вас на столах находятся папки выбора
профессии, которые мы заполняем с начала года. А
сейчас я предлагаю вам пополнить папку
профориентационной анкетой.
Профориентационная анкета
Фамилия имя _______________________________________________
Прочитай внимательно вопросы, просмотри все варианты ответов и отметь наиболее подходящие для тебя.
1. Планы на будущее после окончания школы:
- Учиться: в СПТУ___________________________
- Работать (кем?)_____________________________
- Заниматься чем-то другим__________________________
- Пока не знаю______________________________________
2. Какие профессии тебе
нравятся?____________________________________
__________________________________________________________________
3. Что привлекает тебя в будущей профессии?
- Возможность общаться с другими людьми, оказывать им услуги, помощь.
- Работать с техническими устройствами: ремонт, наладка, сборка.
- Взаимодействовать с миром живой природы: ухаживать за животными, выращивать растения.
- Что-то другое_______________________________________
4. Что ты умеешь делать уже
сейчас?___________________________________
__________________________________________________________________
5. Что ты делаешь в свободное от школьных занятий время? Чем занимаешься?
- Спортом (каким?)_______________________________
- Посещаешь художественную студию: рисование, танцы, хор, театр, музыка?_______________________________
- Учишься готовить различные кулинарные блюда, шить, вязать?_________________________________________
- Что-то ещё________________________________________
Воспитатель: Я надеюсь, что
большинство из вас уже практически готовы к
выбору профессии. Значит, наше занятие час будет
очень актуальным и полезным! Какие факторы
влияют на выбор будущей профессии? Социологи
выделяют следующие основные факторы, влияющие на
выбор профессии старшеклассниками: способности
(склонности), мнение родителей (и окружающих),
мода (престиж) и будущая заработная плата.
Согласны ли вы с мнением специалистов? (СЛАЙД 4)
Сейчас вы цветные магниты и прилепите их
напротив той таблички с фактором, которую
считаете наиболее правильной.
Обсуждение результатов.
Воспитатель – выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о самих себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою годность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть?
«Мозговой штурм» – «Слагаемые успеха». Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что необходимо, чтобы правильно выбрать специальность и стать успешным в выбранной профессии?» Ответы принимаются в течение 5 минут. Все предложенные варианты без обсуждения фиксируются на кирпичиках, из них строится дом. Подводится краткий итог: предлагают ли учащиеся больше «слагаемых», которые связаны с личными достижениями (например, «знание собственных способностей», «приобретение необходимых знаний»), или больше вариантов, когда успех больше зависит от внешних обстоятельств («поддержка богатых покровителей», «удача»). По окончании формирования перечня «слагаемых успеха», объединения похожих вариантов, предлагается проранжировать список по степени значимости – что, по мнению учащихся, нужно сделать или приобрести в первую очередь, во вторую и т.д. Этот этап работы направлен на осознание учащимися их представлений об успехе, формирование отношения к успеху как своему достижению, возможно, построению последовательности действий на пути к успеху.
Динамическая пауза.
Во все времена работа и труд пользовались большим уважением. Очень много существует пословиц и поговорок о труде и некоторые мы сейчас вспомним. У вас у каждого на столах лежит половина пословицы. Вам нужно найти вторую половину, построить и прочитать пословицу.
УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ
СКУКИ.
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ А ЛЕНЬ
ПОРТИТ.
КТО ЛЮБИТ ТРУД, ТОГО ЛЮДИ ЧТУТ.
Проверка по слайдам.
Составление цветового портрета настоящего и будущего
Ребята, вы скоро окончите школу и вступите в самостоятельную жизнь. Многие из вас связывают с будущим большие и светлые надежды, а кто-то и наоборот. Я предлагаю вам попробовать нарисовать своё будущее и настоящее. Вы возьмёте краски и попробуете нарисовать цветом на листе бумаги то, как выглядит ваше будущее и ваше сегодняшнее настоящее. Рисунки свои не подписывайте.
После того, как рисунки готовы, предлагается оформить выставку сделанных работ: «Я сегодня» – слева, «Я завтра» – справа (См. Рис. 1.)
Рис. 1. Распределение материала на школьной доске
Советы друга
А сейчас мы внимательно рассмотрим все
рисунки. Те из рисунков, которые вас
заинтересовали больше всего, пометьте вот такой
стрелкой (См. Рис. 1.). (стрелки подписаны) Таким
образом, мы будем знать, что рисунок уже занят, и
необходимо выбрать какой-то другой рисунок, свои
рисунки выбирать так же нельзя.
Ваша задача заключается в том, что бы вы на свой
взгляд посоветовали однокласснику в достижении
своей цели. У вас будет на это всего 5 минут
времени.
Написали? Замечательно, а теперь шаблон книги
согните пополам, так чтобы текст, написанный
вами, остался внизу, а чистой стороной отдайте
его тому, кому он был предназначен.
Советы самому себе
Получив в руки книгу-письмо чистой
стороной, давайте не будем торопиться её
прочитать её. А на этой чистой стороне попытаемся
сами себе написать дать совет – рекомендацию:
что бы вы посоветовали себе для того, что бы ваша
цель в жизни была достигнута.
Те из вас, кто с этим справился, могут прочитать
обе страницы своей книги, а затем прикрепите её
на доску напротив своего рисунка. Когда все будут
готовы, мы обсудим получившийся результат.
- Какое впечатление производят рисунки?
- Какие чувства вызывают они у окружающих?
- Какую подпись было делать легче всего: для другого или для себя? Почему?
Давайте вспомним цель занятия и подведем итоги нашей встречи: что вы сегодня попытались узнать о себе нового? Перед вами небольшие листы бумаги, где написано
«Сегодня я о себе: (а) не узнал(а) ничего нового; (б) узнал(а), что ………». Выберите свой ответ». Надеюсь, то, что вы узнали, вам пригодиться в жизни, хотя бы немного! (СЛАЙД 5)
Учащимся дается 1-2 минуты, заполненные листки бумаги складываются в конверт(подсчет результатов ).
Итоги рефлексии «Сегодня я о себе: (а) не узнал(а) ничего нового; (б) узнал(а), что …».
И в конце нашего занятия я хочу дать вам мудрые советы очень успешных и знаменитых людей из глубины веков.
- Чтобы увидеть свет в конце тоннеля, надо копать … Б.Ю. Крутиер
- В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее как бездействие. А.И. Герцен
- Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы. Т. Карлейль
- Не жалей себя – это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. М.Горький
- Не люби спать, чтобы не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта, есть хлеб. Библия. Книга Притчей Соломоновых (19:13)
- … Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Ф.Энгельс.
Чтение и обсуждение советов.