Воспитание духовности через приобщение детей к татарской народной культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Г.Н. Волков

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Наша задача сегодня:

– помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
– уважительно относиться к своим древним корням;
– чтить и уважать память предков;
– систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, перед зрителем прежде всего предстает народный костюм, во всем своем величии и красоте.

В татарском костюме, удачно дополняя друг друга, гармонично сосуществуют многие виды декоративно-прикладного искусства. Это прежде всего самая разнообразная вышивка, ткачество, ювелирное искусство, кожаная мозаика. Красота костюма связана с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль.

В наши дни национальная одежда популярна в театральной, эстрадной деятельности. Не удивительно встретить и на улицах городов, сел женщин, разодетых в длинные, с оборками платья, камзолы, калфаки и ичиги. И среди мужчин стало популярно ношение тюбетеек. Многие модельеры республики ведут поиск национального стиля в своих коллекциях, стараясь внедрить элементы прошлого в современную одежду.

Татарский народ создал много прекрасного за всю историю своей духовной и материальной культуры. Это не только замечательный народный костюм, но и тончайшей работы ювелирные украшения, удивительные изделия золотого шитья, яркая мозаичная обувь, керамическая посуда, ткачество, оформление сельского жилища и его интерьера.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал.

Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения, система ценностей, понимание смысла жизни, своего места в цепочке поколений.

Как же нужно знакомить старших дошкольников с культурой татарского народа? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия, фотографии, зарисовки. Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействует лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическую посуду и т.д.) Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций так же является важным средством приобщения к национальной культуре. При рассматривании иллюстраций воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, их орнаментальное оформление и знакомить с их названиями (калфак, камзул, пиала и т.д.)

Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же можно поместить детские индивидуальные и коллективные работы.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народной культуре, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т.д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Приобщать детей к национальной культуре можно в трех направлениях:

  • оформляя интерьер дошкольного учреждения, праздники, досуги;
  • специально обучая детей росписи татарского орнамента, лепке предметов быта, народным танцам, песням и играм.
  • в развитии детского творчества, как на занятиях, так в процессе самостоятельной деятельности детей, организации праздников и досугов.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Воспитатель может организовать экскурсии в музей, художественный цех, мастерскую и т.д. Можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении.
Музеи как хранители памятников материальной и духовной культуры способствуют формированию творческой активности, развитию эмоций, воображения, воспитанию музейной культуры, бережного уважительного отношения к сокровищам прошлого.

На психологию ребенка оказывают положительные воздействие не только красота экспонатов, но и исторический ракурс предметов, он ощущает понятие красоты людей той эпохи. Дети лучше понимают историю, лишь «погружаясь» в прошлое, а музеи тесно связаны с идеей времени.

Татарское искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.

Литература.

  1. Бурганова Р.А.Татарский орнамент в изобразительной деятельности. – Казань, 2002.
  2. Сергеева Н.Г. Веков связующая нить. – Казань, 2004.