Необходимость анализа социальных норм в художественном тексте на уроке иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время как никогда остро стоит проблема усиления роли школы в формировании полноценной, гармоничной, толерантной личности. Достижению данной цели может способствовать адекватная работа с художественным текстом на уроке иностранного языка, в частности, в том аспекте, когда учитель разбирает с учениками содержание и смысл презентуемых в тексте социальных норм, являющихся частью как повседневной, так и общей культуры человека и социума.

Многие исследователи склонны полагать, что культура есть разделяемое всеми членами культурного сообщества поведение, которое базируется на знании о нормах восприятия и оценки, строящихся на картинах мира и ценностных ориентирах, вследствие чего возникают социальные отношения и специфические образцы поведения. Все это приобретается отдельно взятым индивидуумом в процессе общения с другими членами одного культурного сообщества [Kelz 2002: 45].

Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия. Наличие у множества индивидов сходных однопорядковых представлений и делает возможным общество как единое целое. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой “указателей” – запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык [Волков и др. 2003].

Норма охватывает какой-то отрезок деятельности. Нормы регулируют деятельность людей во всех сферах культуры — от повседневности до морали, искусства, науки, религии. На базе норм складываются различные способы рационализации жизненного мира. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов. Норма позволяет предсказать последующее поведение, она обеспечивает стандартность поведения. Нормативность и творчество дополняют друг друга в культуре. Нормативное регулирование предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности. В своем историческом существовании нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят ценностные представления на инструментальный уровень. Если ценность как бы живет в прошлом, настоящем и будущем, то нормы как бы возвышаются над временем. Изменение системы ценностей приводит к появлению новых норм [Лотман 1996]. Ю. М. Лотман даже высказал мысль, что культура в принципе есть система норм и запретов, ограничений и разрешений.

Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отношению к другим людям. Они позволяют осуществлять действия таким образом, чтобы они не шли вразрез с действиями других. Но нормы – это также и цели. Мы приписываем им независимое существование, рассматривая их как “вещи”, которые само собой разумеются. Они становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или порицают различные типы поведения. Некоторым нормам, называемым “нравами”, люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы, называемые “обычаями”, рассматриваются как менее значимые и соблюдают их не столь ревностно [Волков и др. 2003].

Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка или группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений [Ерасов 1994: 110]. Оно должно согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества.

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим [Арнольдов 1994].

Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах [Савранский 1979].

Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определены в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной деятельности. При этом наиболее значимым является следующее: нормы — важный элемент поведения человека. Социальные роли основаны на нормах, которые внедряются в поведение индивида, менталитет группы и общества. У индивида на основе нормы формируется представление о должном поведении. Группа, общество заинтересованы во внедрении нормы в поведение индивида через стереотипы поведения (Выделение наше. – Н.К.).

Итак, первой задачей, которую ставит перед собой учитель, преследуя цель обсуждения содержащихся в учебном художественном тексте норм, является экспликация этих самых норм. Здесь возможны как минимум два варианта:

1) Учитель сам определяет нормы, находящие отражение в тексте, презентирует их ученикам, которые под руководством учителя затем выполняют ряд упражнений, которые могут быть направлены, например, на развитие совершенствование репродуктивных или продуктивных навыков устной и письменной речи. Как известно, в современной методической науке подобный подход получил название «путь сверху».

2) Учитель инициирует поиск отображенных в тексте норм самими учащимися («путь снизу»). При этом у учащихся может развиваться неподдельный интерес к осуществляемой деятельности, и ученики, скрупулезно анализируя содержание текста и выискивая в нем структурно-содержательные компоненты, где представлены те или иные социальные нормы, будут «пропускать эти нормы через себя», самостоятельно осмысливать не только факт наличия таких норм в обществе, но и пытаться понять истинный смысл норм, их необходимость и значимость.

Не секрет, что современное молодое поколение именуется многими «лишенным нравственных устоев, сознания норм, ценностей». Данное утверждение, как ни прискорбно, содержит определенную долю истины. Свой вклад вносят современные средства массовой информации, которые буквально выливают на потребителя целый поток насилия, безнравственности, бездуховности. Дети и подростки с еще неокрепшей психикой особенно подвержены этому влиянию, противостоять которому может и должна школа с ее поистине бесконечным инструментарием положительного воздействия на подрастающее поколение.

Таким образом, мы придерживаемся той точки зрения, что упражнения, направленные на стимуляцию поиска и экспликации социальных ценностей и норм, их осмысления, анализа/критики, их поиска способов следования нормам применимы при работе практически над любым художественным текстом на уроке иностранного языка. В такой работе заложен громадный научный, практический, социально значимый потенциал, и разработка специального комплекса упражнений такого рода необычайно важна и должна стать частью отдельного объемного исследования.

Список использованной литературы:

1. Арнольдов А.М. Введение в культурологию. – М., 1994.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2003.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994
4. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. М., 1996.
5. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. – М., 1979.
6. Kelz, H.P. Interkulturelle Kommunikation und translatorische Prozesse in der Wirtschaft // Übersetzen und Dolmetschen. – Tübingen: A. Francke Verlag, 2002.