Урок биологии "Способы питания и эволюция пищеварительной системы у организмов"

Разделы: Биология


Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе работы над УЭ вы должны:
  • усвоить основные способы питания организмов и причины их формирования;
  • выяснить основные усложнения пищеварительной системы животных в ходе эволюции;
  • сформировать вывод о связи способов питания организмов со средой обитания и характером пищи
Внимательно прочти цели урока

УЭ-1

 

 

 

Выполнение тестового задания

Цель: определить исходный уровень знаний о способах питания

I. Запиши в тетрадь дату и название темы.

II. Выполни тестовую работу по теме “Способы питания организмов”.

Задание 1. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. В тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу.

1. Готовыми  органическими веществами питаются

А – зелёные растения
Б – грибы
В – бактерии
Г – лишайники

2. Для питания животные организмы

А – используют готовые органические вещества
Б – образуют органические вещества на свету
В – поглощают углекислый газ
Г – поглощают воду из окружающей среды

3. К сапрофитам относят

А – мхи
Б – грибы
В – бактерии
Г –  водоросли

4. Имеется ли хлорофилл у хемосинтезирующих организмов?

А – да
Б – нет
В – частично

III. Проверь правильность выполнения тестовой работы.

IV. Определи уровень знаний по следующей схеме:

4 правильных ответов – высокий уровень знаний
3 правильных ответов – средний уровень
2 правильных ответов – низкий уровень

V. Проанализируй ошибки

 

 

 

Самостоятельная работа в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

4 балла

 

 

 

 

 

Ответы получи у учителя

УЭ-2

Цель: рассмотреть причины возникновения разных способов питания и добывания пищи организмами

I. Прочитай § 5.  учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 класс 2006года,  стр. 20-21 до слов “В ходе эволюции…”

II. Пользуясь текстом учебника, составь схему “Способы питания организмов”.

III. Сравни свою схему с той, что на доске. Если есть ошибки, исправь.

IV. Выполни задания (письменно)

Задание 1 (первый уровень сложности)

1. Что входит в “пищевую взвесь” фильтраторов?
2. Значение фильтраторов  в природе?

Задание 2 (второй уровень сложности)

1. Каким способом фильтраторы добывают пищу?
2. Чем усиливают фильтраторы ток воды?
3. Чем объясняется чистота воды озера Байкал?

V. Проверь правильность выполнения заданий. Оцени работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов). Проанализируй ошибки.

VI. Прочитай § 5. стр.22-23 со слов “Вследствие адаптации” до слов “У организмов питающихся” (учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 кл)

VII. Изобрази схематически  распределение организмов по группам в зависимости от вида потребляемой пищи.

Сравни свою схему со схемой на доске.

VIII. Выполни задания.

Задание 3. Обсудите, какие приспособительные свойства выработались в процессе адаптации к способу питания у землеройки и бобра? / используйте рис. 3, стр. 22.

Задание 4. Установи соответствие между группой организмов и их представителями

Группы организмов

а) фитофаги
б) зоофаги
в) сапрофаги
г) полифаги

Представители

1. Землеройка
2. Жуки мертвоеды
3. Саранча
4. Гиена
5. Бобры
6. Медведь
7. Волк
8. Ворона

Х. Проверь правильность выполнения заданий. Оцени работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов). Проанализируй ошибки.

 

 

Работай самостоятельно

Работа в тетради самостоятельно

 

 

Работу выполняй в тетради
Задание оценивается 2баллами

 

Задание оценивается 3 баллами

Получи ответы у учителя

 

Работай самостоятельно

 

Самостоятельная работа в тетради

 

Работа в паре (устно)  1 балл

 

Самостоятельная работа с учебником

 

Оценивается  8 баллами

 

 

Получи ответы у учителя

УЭ-3

Цель: изучить в каком направлении шла эволюция пищеварительной системы животных.

I. Прочитай § 5. стр.21 со слов “В ходе эволюции…” до слов “Вследствие адаптации …” стр. 22.
Стр.23 со слов “У организмов, питающихся …” до конца параграфа.

II. Выполните задания:

Задание 1. Рассмотрите таблицу и рисунки “Строение пищеварительных систем организмов ”

Задание 2. Допишите предложения (в тетради)

а) Пищеварительная система у бычьего цепня …
б) Язык у млекопитающих орган …
в) Самопереваривание тканей стенок кишечника предотвращает …
г) Зубы у хищных дифференцированы на …
д) Печень самая крупная …

III. Проверь правильность выполнения заданий. Оцени работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов). Проанализируй ошибки.

 

 

 

 

Работа в группе

 

Самостоятельная работа в тетради

5 баллов

Получи ответы у учителя

УЭ-4

Цель: обобщить знания полученные на уроке.

I. Выполни задания “Выходной контроль”

1. Перечислите основные способы питания у организмов.
2. Назовите два способа питания у растений.
3. Почему у птиц мускулатура желудка участвует в перетирании пищи?
4. С чем связана возможность дождевого червя питаться гумусом?
5. Почему у травоядных кишечник наполняется симбиотическими микроорганизмами?
6. Какова роль пищеварительных желез?
7. Чем объясняется упрощение (или исчезновение) пищеварительной системы у паразитических червей в процессе эволюции?
8. Чем объяснить, что у хищников хорошо развиты нервная система и органы чувств?

Проверь правильность ответов.

Оцени свою работу. Подсчитай количество баллов, которое ты набрал при выполнении задания. Поставь себе оценку за работу на уроке.

 

 

 

Самостоятельная работа в тетради

 

 

8 баллов

 

 

 

 

 

Получи ответы у учителя

Заполни лист  контроля

УЭ-5

Лист контроля

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Итого

УЭ

№1

№2

№ 3
устно

№ 4

УЭ-1

4

 

УЭ-2

2

3

1

8

 

УЭ-3

5

 

УЭ-4
контроль

8

 

Итого

14

8

1

8

31

Критерии оценки.

Если ты набрал  29-31     баллов, то оценка за урок – 5,
Если ты набрал  25-28 баллов, то оценка за урок – 4,
Если ты набрал  21-24  баллов, то оценка за урок – 3,
Менее  21  баллов – неудовлетворительно, но не огорчайся,  у тебя ещё будет возможность исправить положение.

Дифференцированное домашнее задание

если оценка за урок – 5 баллов, то задание ты не получаешь;
если оценка 4 – повтори § 5;
если оценка 3 и менее – то, к сожалению, ты плохо знаешь тему,   поэтому повтори § 5 и записи в тетради.

Творческое задание

Составь кроссворд, викторину по теме «Способы питания организмов»

 

Приложение