Виды монументальной живописи. Мозаика. 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: научиться познавать мир через художественный образ мозаики, определять место и роль монументальной живописи в жизни человека и общества.

Задачи урока:

1) Образовательные:

  • Сформировать представление о мозаике, как о виде монументальной живописи.

2) Развивающие:

  • Развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  • Совершенствовать навыки работы с бумагой и другими нетрадиционными материалами.

3) Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству, бережному отношению к наследию своего народа.

Оборудование для учащихся:

  • Картон, цветная бумага, зеленый и желтый горох, цветные макароны, бусины и другие материалы, разложенные в пакеты.
  • Клей ПВА.
  • Кисточки.
  • Клеенка.

Оборудование для учителя:

  • Образцы работ в технике мозаика, открытки, репродукции, фотографии,
  • презентация "Мозаика"

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией презентации.

Объяснение выполнения последовательности выполнения творческого задания. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная творческая работа. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 7 мин

Ход урока

(На доске тема урока: Монументальная живопись.)

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Теоретическая часть:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с видами монументальной живописи, но сначала давайте вспомним, какие произведения в искусстве называются монументальными.

(Ответ учащихся - живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи)

Вспомним, к монументальной живописи относят:

Ответы учащихся:

Фрески - живопись по сырой штукатурке. Фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Феофан Грек.

(просмотр иллюстраций)

Витраж - это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. Витражи широко применялись в интерьере средневековых соборов.

(просмотр иллюстраций)

Правильно, а сегодня мы познакомимся с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой.

(Просмотр презентации)

Слайд 2 Мозаика в переводе с греческого языка переводится как обиталище, храм муз".Это изображение, составленное из различных кусочков разноцветных натуральных камней, стеклянных сплавов (смальт), керамики, дерева и других материалов. Рис. 1[5]

Слайды 3-4 Родиной мозаики считают Древнюю Грецию, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Рис. 2, 3 [6,7]

Слайд 5 Римляне переняли этот вид искусства у греков, но они первыми стали применять для мозаики специально вырезанные кусочки из натуральных камней. Рис. 4 [8]

Слайды 6 - 7 Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты - специальных стеклянных кубиков и пластинок. Рис. 5, 6, 7 [9, 10, 11]

Слайды 8 - 9 Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики.

Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Поэтому широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) привозили из-за границы, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. Рис. 8, 9 [12,13]

Слайды 10-12. Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Он открывает способ получать смальты любого цвета. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики - ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Рис. 10,11,12,13,14 [14,15,16,17,18]

Слайд 13 В наши дни про мозаику не забыли. Ее применяют для украшения различных архитектурных сооружений. Рис. 15 [19]

Слайды 14 - 16 для оформления интерьеров жилых и общественных зданий.

Рис. 16,17,18,19,20 [20,21,22,23,24]

Слайды 17 - 20 Талантливый архитектор Антонио Гауди применял мозаику для украшения фасадов зданий и малых архитектурных форм. Тысячи туристов приезжают в Барселону, чтобы полюбоваться творением рук этого мастера. Рис.21,22,23,24 [25,26,27,28]

- Вам необходимо выполнить мозаику новогодней елки из различного нетрадиционного материала. Не забывайте о законах композиции и контрастности цвета.

Материал для мозаики находится на столах в пакетах.

(Учащиеся выбирают материал)

  • 1-я группа - из цветной бумаги.
  • 2-я группа - из разноцветных макаронных изделий
  • 3-я группа - из бумажных полосок в технике "квиллинг"
  • 4-я группа - из разноцветного гороха

Практическая часть. Самостоятельная творческая работа.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включается презентация с негромкой музыкой.

Заключительная част. Выставка работ.

- Ребята, вы настоящие мастера мозаики. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на доске. Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Вопрос: Давайте вспомним - с каким видом монументальной живописи мы сегодня познакомились?

Ответ учащихся: с мозаикой.

Вопрос: Место рождения искусства мозаики?

Ответ учащихся: Древняя Греция.

Вопрос: Какие материалы применяются при изготовлении мозаики?

Ответ учащихся: кусочки натуральных камней, смальты, керамики, дерево и другие материалы.

- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой, с ее особенностями выполнения. Теперь вы легко можете определить этот вид монументальной живописи, который окружает нас в повседневной жизни, сможете оценить работу мастеров разных эпох. А может кто-то из вас задумается посвятить свою будущую профессию этому виду искусства.

На этом урок закончен. До свидания.

Литература

1. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.

2. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаика

Электронный ресурс:

5. http://www.steps.ru/article/article.php?id=1121

6. http://www.vira.ru/enc/materials/ceramica/mosaic_art1.html

7. http://sforza-mcintosh.livejournal.com/94968.html

8. http://antik-mosaik.livejournal.com/

9. http://www.atlas-mir.ru/article,9.htm

10. http://www.galileo-cis.com/?p=4164

11. http://www.icone.tv/?p=161

12.http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/7_1_Drevnjaja_Rus'_Iskusstvo_Kievskoj_Rusi.html

13.http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/7_1_Drevnjaja_Rus'_Iskusstvo_Kievskoj_Rusi.html

14. http://www.childlib.ru/afisha/Lomonosovskie-chtenija-Lomonosov-on-line.htm

15. http://www.lomonosovo.ru/biography/creation/mosaic/

16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Sabaoth_by_Lomonosov.jpg

17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаики_М._В._Ломоносова

18. http://cbp.iteb.psn.ru/library/Exhibition/lomonosov/work.html

19. http://venividi.ru/node/20025

20. http://hammerandnail.ru/interer-doma/2453-keramicheskaya-moda-v-dizajne-interera.html

21. http://habibah.ucoz.ru/publ/18-1-0-43

22. http://forum.homeideas.ru/thread16487.html

23. http://www.smremont.com/design_interior/index_tplid4_recid277.html

24. http://www.liveinternet.ru/users/3453311/post194685546/

25. http://www.the-village.ru/village/all-village/puteshestviya/79601-kataloniya-igrushechnaya-i-svoenravnaya

26. http://krasivieputeshestviya.ru/gaudi-vezde-gaudi

27. http://www.spain.c-nami.ru/bar/gallery.php?pict=8

28. http://stervochka-com.livejournal.com/69379.html