Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: научиться познавать мир через художественный образ мозаики, определять место и роль монументальной живописи в жизни человека и общества.
Задачи урока:
1) Образовательные:
- Сформировать представление о мозаике, как о виде монументальной живописи.
2) Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
- Совершенствовать навыки работы с бумагой и другими нетрадиционными материалами.
3) Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству, бережному отношению к наследию своего народа.
Оборудование для учащихся:
- Картон, цветная бумага, зеленый и желтый горох, цветные макароны, бусины и другие материалы, разложенные в пакеты.
- Клей ПВА.
- Кисточки.
- Клеенка.
Оборудование для учителя:
- Образцы работ в технике мозаика, открытки, репродукции, фотографии,
- презентация "Мозаика"
План урока (45 мин.)
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией презентации.
Объяснение выполнения последовательности выполнения творческого задания. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная творческая работа. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 7 мин
Ход урока
(На доске тема урока: Монументальная живопись.)
Организационный момент:
Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.
Теоретическая часть:
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с видами монументальной живописи, но сначала давайте вспомним, какие произведения в искусстве называются монументальными.
(Ответ учащихся - живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи)
Вспомним, к монументальной живописи относят:
Ответы учащихся:
Фрески - живопись по сырой штукатурке. Фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Феофан Грек.
(просмотр иллюстраций)
Витраж - это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. Витражи широко применялись в интерьере средневековых соборов.
(просмотр иллюстраций)
Правильно, а сегодня мы познакомимся с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой.
(Просмотр презентации)
Слайд 2 Мозаика в переводе с греческого языка переводится как обиталище, храм муз".Это изображение, составленное из различных кусочков разноцветных натуральных камней, стеклянных сплавов (смальт), керамики, дерева и других материалов. Рис. 1[5]
Слайды 3-4 Родиной мозаики считают Древнюю Грецию, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Рис. 2, 3 [6,7]
Слайд 5 Римляне переняли этот вид искусства у греков, но они первыми стали применять для мозаики специально вырезанные кусочки из натуральных камней. Рис. 4 [8]
Слайды 6 - 7 Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты - специальных стеклянных кубиков и пластинок. Рис. 5, 6, 7 [9, 10, 11]
Слайды 8 - 9 Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики.
Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Поэтому широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) привозили из-за границы, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. Рис. 8, 9 [12,13]
Слайды 10-12. Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Он открывает способ получать смальты любого цвета. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики - ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Рис. 10,11,12,13,14 [14,15,16,17,18]
Слайд 13 В наши дни про мозаику не забыли. Ее применяют для украшения различных архитектурных сооружений. Рис. 15 [19]
Слайды 14 - 16 для оформления интерьеров жилых и общественных зданий.
Рис. 16,17,18,19,20 [20,21,22,23,24]
Слайды 17 - 20 Талантливый архитектор Антонио Гауди применял мозаику для украшения фасадов зданий и малых архитектурных форм. Тысячи туристов приезжают в Барселону, чтобы полюбоваться творением рук этого мастера. Рис.21,22,23,24 [25,26,27,28]
- Вам необходимо выполнить мозаику новогодней елки из различного нетрадиционного материала. Не забывайте о законах композиции и контрастности цвета.
Материал для мозаики находится на столах в пакетах.
(Учащиеся выбирают материал)
- 1-я группа - из цветной бумаги.
- 2-я группа - из разноцветных макаронных изделий
- 3-я группа - из бумажных полосок в технике "квиллинг"
- 4-я группа - из разноцветного гороха
Практическая часть. Самостоятельная творческая работа.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включается презентация с негромкой музыкой.
Заключительная част. Выставка работ.
- Ребята, вы настоящие мастера мозаики. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.
(Учащиеся располагают свои работы на доске. Вместе с учителем определяют лучшие.)
Подведение итогов:
Вопрос: Давайте вспомним - с каким видом монументальной живописи мы сегодня познакомились?
Ответ учащихся: с мозаикой.
Вопрос: Место рождения искусства мозаики?
Ответ учащихся: Древняя Греция.
Вопрос: Какие материалы применяются при изготовлении мозаики?
Ответ учащихся: кусочки натуральных камней, смальты, керамики, дерево и другие материалы.
- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой, с ее особенностями выполнения. Теперь вы легко можете определить этот вид монументальной живописи, который окружает нас в повседневной жизни, сможете оценить работу мастеров разных эпох. А может кто-то из вас задумается посвятить свою будущую профессию этому виду искусства.
На этом урок закончен. До свидания.
Литература
1. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.
2. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаика
Электронный ресурс:
5. http://www.steps.ru/article/article.php?id=1121
6. http://www.vira.ru/enc/materials/ceramica/mosaic_art1.html
7. http://sforza-mcintosh.livejournal.com/94968.html
8. http://antik-mosaik.livejournal.com/
9. http://www.atlas-mir.ru/article,9.htm
10. http://www.galileo-cis.com/?p=4164
11. http://www.icone.tv/?p=161
12.http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/7_1_Drevnjaja_Rus'_Iskusstvo_Kievskoj_Rusi.html
13.http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/7_1_Drevnjaja_Rus'_Iskusstvo_Kievskoj_Rusi.html
14. http://www.childlib.ru/afisha/Lomonosovskie-chtenija-Lomonosov-on-line.htm
15. http://www.lomonosovo.ru/biography/creation/mosaic/
16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Sabaoth_by_Lomonosov.jpg
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаики_М._В._Ломоносова
18. http://cbp.iteb.psn.ru/library/Exhibition/lomonosov/work.html
19. http://venividi.ru/node/20025
20. http://hammerandnail.ru/interer-doma/2453-keramicheskaya-moda-v-dizajne-interera.html
21. http://habibah.ucoz.ru/publ/18-1-0-43
22. http://forum.homeideas.ru/thread16487.html
23. http://www.smremont.com/design_interior/index_tplid4_recid277.html
24. http://www.liveinternet.ru/users/3453311/post194685546/
25. http://www.the-village.ru/village/all-village/puteshestviya/79601-kataloniya-igrushechnaya-i-svoenravnaya
26. http://krasivieputeshestviya.ru/gaudi-vezde-gaudi
27. http://www.spain.c-nami.ru/bar/gallery.php?pict=8
28. http://stervochka-com.livejournal.com/69379.html