Развитие мышления младших школьников в процессе обучения

Разделы: Начальная школа


Среди всех познавательных процессов наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению он познает такие особенности, свойства и признаки предметов, которые он мог и не воспринимать непосредственно.

Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях. Мышление следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он – зрелая личность.

Мышление характеризует следующими умениями:

– выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные вы воды; – последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их; – применять знания в новых условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели; – доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим, и т.п.

Проблема развития мышления в настоящее время особенно актуальна. Сегодня, как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед.

Развивать мышление следует с первых дней жизни ребенка: дома, в детском саду и школе. По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем возрасте: так, если к 4-м годам интеллект формируется на 50 %, то в начальных классах – уже на 80 – 90 %.

Параллельно с развитием мышления у ребенка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного. Развитие мышления влияет на воспитанность человека. У ребенка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию к себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до мысли самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Не менее важно отметить, что идеи развития мышления входят понятия гуманизации воспитательно-учебного процесса школы. Ибо осуществление этих идей – не что иное, как истинно гуманное отношение к ребенку, позволяющее вовремя помочь и ускорить процесс становления самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения. Заметим, что самостоятельность ума главный критерий оценки человека в обществе.