Цели урока:
- образовательная:
- ввести понятие смежных и вертикальных углов, выяснить через систему упражнений какими свойствами они обладают;
- рассмотреть доказательство теорем о смежных и вертикальных углах;
- показать их применение при решении задач;
- развивающая: развивать умения выявлять закономерности, делать обобщения и выводы;
- воспитательная: воспитывать у обучающихся стремление самостоятельно решать посильные учебные проблемы.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие обучающихся, мобилизация внимания.
II. Проверка домашнего задания.
а) №1, №2 - устно
б) №50, 51 -двое обучающихся записывают решения на дополнительной доске и объясняют их.
III. Актуализация знаний.
а) Математический диктант на повторение.
(Один учащийся выполняет задания математического диктанта за дополнительной доской).
- Начертите и обозначьте прямую b.
- Точка C принадлежит отрезку AB. Какая из трёх точек A,B,C лежит между двумя другими?
- Сколько общих точек могут иметь две пересекающиеся прямые?
- Точка A принадлежит отрезку BC. BA =3см, AC=5,2см. Чему равна длина отрезка AC?
- Могут ли совместиться при наложении два отрезка, если длина одного из них равна 5дм., а длина другого - 0,5м?
- Может ли величина угла быть выражена отрицательным числом?
- Величина угла (ab) равна 1250. Луч проходит между сторонами угла (ab). Угол (ac) равен 450. Чему равен угол (bc)?
- Могут ли совместиться при наложении углы, если один из них равен половине прямого, а другой составляет ? часть от развернутого?
- Может ли длина отрезка выражаться дробным положительным числом?
- Отметьте на прямой точки M,N и K так, чтобы выполнялось равенство: MK+KN=MN.
(Открывается доска, обучающиеся обмениваются тетрадями и выполняют проверку диктанта).
IV. Изучение новой темы.
Учитель: Итак, ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с понятием угла, научились строить их, обозначать, измерять. Ответьте: какие виды углов вы знаете? (Острые, тупые, развернутые, прямые.)
Повторяют факты: градусная мера прямого угла - 900, развернутого - 1800, острый угол меньше прямого, тупой больше прямого, но меньше развернутого.
Учитель: Сегодня мы расширим круг своих знаний об углах, введем понятия смежных и вертикальных углов, рассмотрим их свойства, и будем учиться использовать их при решении задач.
(Учащиеся записывают тему урока.)
Все выполняют задание:
- Постройте развернутый угол AOB.
- Проведите произвольный луч OC между его сторонами.
- Сколько неразвернутых углов образовалось? Назовите их (углы AOC и COB).
- Выделите общую сторону этих углов одним цветом, а стороны, которые являются продолжением друг друга, другим цветом. Получился чертёж (Слайд №2).
Учитель: Ребята, углы AOC и COB, построенные таким образом имеют своё название - смежные углы. Давайте дадим им определение. (Обучающиеся формулируют определение смежных углов).
Учитель: Значит, два угла называются смежными, если одна сторона у них общая, а две другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми.
(Ребята, в разных источниках можно найти другие определения смежных углов. Постарайтесь к следующему уроку найти такие определения.)
Учитель: А сейчас кто желает у доски построить свою пару смежных углов?
Заранее подготовленный ученик, надев шапку Незнайки, кричит: "Можно я? Можно? Я понял, что такое смежные углы! Я даже две пары таких углов могу построить!".
Учитель: Пожалуйста, построй нам такие углы.
("Незнайка" делает следующие чертежи: Слайд №3)
Учитель: Ребята, вы согласны с Незнайкой? (Естественно, найдутся ребята, которые не согласятся.) Посмотри, Незнайка, кое-кто из ребят не соглашаются с тобой. Объясни, почему углы 1 и 2 на первом чертеже ты считаешь смежными?
Незнайка: Так у них же есть общая сторона b!
Учитель: А на втором чертеже?
Незнайка: А у них стороны а и b являются дополнительными полупрямыми! Вот!
Учитель: Ребята, вы согласны с Незнайкой?
(Учащиеся объясняют, почему они не согласны с ним, и ещё раз формулируют определение смежных углов.)
(К учителю обращается ученик, надев шапочку Смекалкина.)
Смекалкин: А можно мне обратиться к ребятам? (Учитель разрешает.) Ребята, когда я дома самостоятельно изучал эту тему, то получил интересные факты. Я хочу, чтобы вы помогли мне понять, прав ли я? (Приглашает к доске трех учащихся).
Даёт задание:
- первый ученик и ребята, сидящие на первом ряду, строят угол в 400;
- второй ученик и ребята, сидящие на втором ряду, строят прямой угол;
- третий ученик и ребята, сидящие на третьем ряду, строят угол в 1300.
Смекалкин предлагает учащимся назвать вид угла и обозначить его (ab).
Далее следует задание: Проведите к стороне b дополнительную полупрямую c. (Все выполняют построение.) (Получаются чертежи Слайд № 4.)
Смекалкин: Какие получились углы? (Смежные.) Назовите вид угла bc. (Каждый ребенок отвечает 1 - тупой, 2 - прямой, 3 - острый.)
Смекалкин: Ребята, какой вывод вы можете сделать?
- 1 ряд: Если угол острый, то смежный с ним тупой.
- 2 ряд: Угол, смежный с прямым, есть прямой угол.
- 3 ряд: Если угол тупой, то смежный с ним - острый.
Смекалкин предлагает следующее задание: Ребята, измерьте угол ac и найдите сумму углов ab и ac.
(Учащиеся выполняют задание и убеждаются в том, что сумма у всех одинаковая - 1800).
Смекалкин: Ребята, а как вы думаете, если мы проделаем ту же самую работу, но с углами другой величины, то каков будет результат?
(Ученики делают свои предположения, и, как правило, многие уверены, что сумма должна получиться такой же.)
Смекалкин: Итак, напрашивается вывод, что сумма смежных углов равна 1800.
(Он предлагает учащимся - вместе с ним доказать этот факт. Учащиеся записывают доказательство в тетради. Слайд №5)
Учитель: Продолжаем работу. Постройте две пересекающиеся прямые. Сколько неразвернутых углов получилось? Обозначьте их. Что вы можете сказать об этих углах? (Два тупых и два острых, или все - прямые.)
Незнайка: (Обращается к учителю) А можно я тоже попрошу ребят выполнить одно задание. Очень трудное! Посмотрю, как они справятся! (Учитель разрешает.) Ребята, постройте произвольный угол AOB. А теперь, используя только карандаш и линейку, постройте угол, равный углу AOB.
(Учащиеся думают, и, как правило, хотя бы несколько ребят догадываются, как это сделать.)
(Получается чертеж Слайд №6).
Незнайка: А вы попробуйте доказать мне, что углы AOB и DOC равны. Я в этом не уверен! А транспортира у вас нет, чтобы проверить!
Учитель: Ну, что же, ребята, давайте попробуем доказать Незнайке, что полученные углы будут равны. Для этого мы будем использовать с вами только что доказанное свойство смежных углов.
(Доказательство проводит учащийся у доски, все записывают в тетрадь. Слайд №7)
Вопрос Незнайки: Ребята, а что вы думаете об углах AOC и BOD? (Дети отвечают.)
Учитель: Оказывается, ребята, что у построенных таким образом углов есть свое название. Они называются вертикальными углами.(Слайд № 8)
(Дети вместе с учителем формулируют определение вертикальных углов.)
Два угла называются вертикальными, если стороны одного из них являются продолжением сторон другого угла.
Учитель: И мы с вами доказали их свойство: вертикальные углы равны.
V. Закрепление темы.
1.(Слайд № 9) Определите, на каком из данных чертежей углы 1 и 2 вертикальные.
2. Учитель: Ребята, а как вы думаете, будут ли верными утверждения:
а) если углы равны, то они - вертикальные;
б) если сумма двух углов равна 1800, то они смежные? Если вы считаете, что утверждения неверные, то приведите примеры.
(Учащиеся приводят примеры. Если они затруднятся, показать слайд 10.) Слайд №10
3. Устные вопросы:
- Чему равен угол, смежный углу в 300, 450, 1250, 900, 1790?
- Могут ли два смежных угла быть одновременно острыми, прямыми, тупыми?
- Известно, что сумма двух углов равна 2000. Могут ли эти углы быть смежными (вертикальными)?
- Известно, что сумма углов равна 1800. Обязательно ли эти углы - смежные?
- Чему равен угол, вертикальный углу в 470, 1230?
4. Задачи по готовым чертежам. (Слайды № 12,13,14,15)
Дополнительная задача: Постройте произвольный угол AOB. Сколько углов, смежных ему, можно построить? Что вы о них можете сказать? (Два. Они равны, так как являются вертикальными углами.)
VI. (Слайд № 16) Задание на дом: п.11 № 55, 56, 61 (а,г,д), № 64(а).
Примечание: Если позволит время, то в конце урока можно провести устный счет, в результате которого с помощью таблицы ответов №1 расшифруем фразу: " Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии" (А.С.Пушкин).
Для этого готовятся 38 карточек с устными примерами, в которых получаются такие ответы, как в таблице №1. А во вторую таблицу вписываем буквы, соответствующие полученному ответу. Номер места буквы совпадает с номером карточки.
Например:
Таблица №1
а | в | г | д | е | ж | з | и | к | м | н | о | п | р | т | у | х | э | , |
200 | 5 | 900 | 400 | 1800 | 1350 | 20 | 14,5 | 110 | 18,1 | 6 | 210 | 450 | 14 | 690 | 1100 | 250 | 1300 | 0 |
Таблица № 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | |||||
Пример карточки:
№14 Чему равен угол, смежный углу в 450? |