Цели:
- Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма.
- Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины).
- Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (на белом фоне алый, синий, зелёный, оранжевый, чёрные цвета).
- Упражнять в приёмах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приёмом тычка) элементов узора дымковской игрушки.
Оборудование:
- Фигурки игрушек из бумаги.
- Краски.
- Кисти.
- Банка с водой.
- Дымковские игрушки (фотографии, рисунки).
- Презентация (Приложение 1).
- Мультимедийный проектор.
Ход занятия
I. Проверка организации рабочих мест
II.Ознакомление с дымковской игрушкой
Слайд 2
– Ребята, что вы видите на рисунке?
(Ответы детей)
– Да, это игрушки, изображающие сказочных зверей и людей. В действительности ни таких людей, ни таких зверей не бывает, они придуманы. А придумали их художники-умельцы, проживающие в Дымковской слободе. Раньше эти мастера работали в одиночку, а сейчас созданы целые цеха, где работают и молодые художники, и старые мастера, создавая замечательные дымковские игрушки.
Сначала эти игрушки лепят из глины, сушат и обжигают в печах, белят и только потом расписывают красками.
Для росписи игрушек дымковские мастера используют простые узоры – кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии, ромбики и выполняют их яркими красками – красной, жёлтой, синей, оранжевой, сочетая их между собой так, чтобы узоры на игрушках получались нарядными и праздничными.
Слайд 3
– Сейчас мы вместе попробуем освоить отдельные элементы. Смотрите внимательно, я покажу, как это делается, и повторяйте за мной.
(Показ учителя)
– Учимся писать прямые полоски, потом волнистые линии. Кистью работаем свободно, слева направо.
(Показ учителя)
– Пробуем написать кружочки, овалы, это тоже надо делать без нажима, концом кисти (сверху вниз, затем снизу вверх).
(Показ учителя)
– А вот и солнышко.
(Показ учителя)
IV. Физ. пауза
Быстро кисти положили!
Сели в лодочку поплыли.
Плыли, плыли, плыли, плыли.
Вот и к берегу приплыли.
Вёсла положили.
Взяли кисти и опять
Продолжаем рисовать.
– Дымковские игрушки самые нарядные. Посмотрите на них.
Слайд 5
Слайд 6
V. Самостоятельная работа учащихся
– А сейчас вы все превратитесь в дымковских мастеров-умельцев. У каждого из вас на парте лежит заготовка сказочного животного. Попробуйте и вы создать свою первую игрушку, самую красивую, самую нарядную. Подумайте, какой ещё можно придумать интересный узор, нарисуйте его самостоятельно.
– Чтобы ваши зверюшки получились добрыми и весёлыми рисовать их мы будем под песню «Гимн барбариков».
VI. Итог занятия
– Что же нового вы сегодня узнали?
– Какие элементы изображают на игрушках дымковские мастера?
– Давайте посмотрим, какие получились из вас умельцы – мастера. (Выставка работ учащихся).