Цели
- Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: сопереживанию, желанию оказать помощь тому, кому трудно.
- Учить детей составлять сказки с опорой на план из предметных картинок.
- Вызвать эмоциональный отклик на стихи А.Л. Барто.
- Развивать у детей память, внимание, воображение.
Оборудование
- Презентация к занятию.
- Игрушки: мяч, кот.
- Магнитофон.
I. Организация внимания детей
- Здравствуйте, дети. К вам в группу не забегал кот? Из нашего детского сада убежал кот. Дети решили прокатить его в машине, но он испугался, опрокинул грузовик и убежал. Где же он?
(Слышится мяуканье.)
- Вот он! Кот хочет с вами познакомиться.
(Дети передают кота друг другу и называют свое имя.)
- Меня зовут Людмила Васильевна.
II. Работа по сюжету стихотворения А.Л. Барто “Грузовик” (слайд №2)
- Мотивация занятия.
- Это необычный кот. Он из стихотворения А.Л. Барто “Грузовик”. Вспомните и прочитайте это стихотворение.
(Дети читают стихотворение.)
- Почему кот не стал кататься в машине?
(Испугался, не привык…)
- Что нужно сделать, чтобы он не боялся кататься в машине?
(Взять его на руки, погладить…)
- Молодцы, догадались!
- Постановка цели.
- Я предлагаю отправиться в путешествие вместе с котом. А для того, чтобы ему не было страшно, мы будем с ним играть и придумывать для него сказки.
Это машина. Садитесь, пожалуйста.
(Дети садятся на стульчики.)
- Поехали!
(Под музыку Ю. Чичкова “Полька” дети имитируют движение в машине.)
III. Работа по сюжету стихотворения А.Л. Барто “Мяч”
1. Рассматривание сюжетной картины (слайд № 3)
- Мы остановились около реки. Посмотрите в окно. Вспомните и прочитайте стихотворение А.Л. Барто, которое напомнила вам эта картина.
(Дети читают стихотворение “Мяч”.)
- Как вы догадались, что картина к этому стихотворению?
Дети доказывают.
- Почему девочка плачет?
(Уронила в речку мяч.)
- Что нужно сделать, чтобы Таня не плакала?
(Достать из речки мяч.)
- Посмотрите на картину и скажите, кто может помочь Тане?
(Выставляю картинки-помощники.)
2. Игра на развитие внимания (слайд № 4 по щелчку открывается анимация).
- Закройте глазки, а когда откроете, то увидите, кто пришел на помощь Тане.
- Кто прилетел на помощь Тане?
(На помощь Тане прилетела птичка.)
- Кто прибежал на помощь Тане?
(На помощь Тане прибежал Лунтик.).
- Кто приплыл на помощь Тане?
(На помощь Тане приплыла рыбка.)
- А кто еще поможет Тане?
(Дети называют варианты помощников.)
- Подумайте и скажите, кто и как сможет помочь Тане?
- Как рыбка поможет Тане?
- Как Лунтик поможет Тане?
- Как стрекоза поможет Тане? и т.д.
(Дети объясняют варианты помощи.)
- А вы можете помочь Тане? Сейчас проверю. Выходите из машины.
Физпауза
- Представьте, что это река, а в реке плавает мяч, точно такой, как у девочки. Попробуем его достать. Встаньте на берегу, но не промочите ноги. Наклонитесь, опустите руки и сделайте большие волны руками к мячу, кругом. Пощелкайте по воде так, чтобы капельки долетели до мяча. Как же достать мяч? Подуйте на него так, чтобы поднялся сильный ветер.
(Мяч достали.)
“Плачет” кот.
- Мы совсем забыли про кота, а обещали придумать для него сказки.
IV. Составление сказок с опорой на план из предметных картинок (слайд № 5)
- Вы любите сказки? Я предлагаю всем вам стать сказочниками и придумать сказки для кота. Назовем наши сказки “Как помогали Тане”. Постарайтесь сочинить сказки разные, непохожие друг на друга. А составить сказки вам помогут картинки.
(Последовательно выставляю план из предметных картинок.)
- Вы должны рассказать:
Что случилось?
Кто поможет?
Как достанет мяч?
Как закончится сказка?
- Выберите помощника для Тани, подумайте и составьте сказку.
- Составление сказки детьми по предложенному варианту начала (слайды №6).
- Послушайте, какое начало сказки придумала я. В моей сказке Тане поможет Лунтик.
Однажды Танечка играла и уронила мяч в речку. Заплакала Танечка так громко, что ее услышал Лунтик. Подбежал Лунтик и говорит: “Не плачь, Танечка, я тебе помогу…”
Кто продолжит сказку?
(Составление продолжения сказки ребенком.)
(Оценка составленной сказки.)
- Самостоятельное составление 2-3 сказок детьми с опорой на план (слайды № 7,8).
- Какие интересные сказки вы придумали! Молодцы, вы настоящие сказочники!
- Котик, а тебе сказки детей понравились?
(Кот мяукает.)
V. Подведение итога занятия (слайд №9)
- Нам пора возвращаться в группу.
Дети под музыку “возвращаются” в группу, рассказывают воспитателю, где были и кому помогли.
Кот дарит на память о занятии мяч.
Предлагаю детям сфотографироваться на память с котом.