Тема программы: Сборка и дуговая сварка простых деталей.
Учебно-производственные работы: изготовление сварной конструкции для ландшафтного дизайна (подставка под цветы “Велосипед”).
Цели урока:
1. Формирование устойчивых профессиональных навыков и умений при изготовлении сварных конструкций по конкретному образцу.
2. Развитие познавательной самостоятельности, логического мышления, эстетического восприятия окружающей среды.
3. Стимулирование потребности в формировании ответственности, аккуратности, социальной коммуникации.
Метод обучения: инструктивно-репродуктивный: упражнения.
Задачи:
1. Уметь применять на практике полученные знания и умения по изготовлению сварных конструкций из простых деталей по конкретному заказу.
2. Способствовать развитию внимания, памяти, логического и творческого мышления, самостоятельности, рациональности при выполнении конкретного задания;
3. Прививать любовь к предстоящей трудовой деятельности через творчество, искусство, элементы профессионального дизайна.
Тип урока: комплексное применение знаний и практических умений.
Межпредметные связи: черчение; материаловедение; электротехника; технология изготовления сварных конструкций; технология электросварочных и газосварочных работ; охрана труда.
Место проведения: кабинет вводного инструктажа, сварочный цех.
Методическое обеспечение урока: инструкционно-технологическая карта, оценочная ведомость, фотографии - слайды; презентация в электронном виде, видеопроектор, компьютер.
Оборудование и инструмент:
- сварочный выпрямитель ВД306,
- многопостовой сварочный выпрямитель на 8 рабочих мест,
- сварочные трансформаторы ТД 350 – 3 шт,
- электрододержатели – 12 шт,
- электроды МР-3С – 5 кг,
- зубила сварочные – 12 шт,
- молотки – 12 шт,
- комплект напильников – 12 шт,
- подставка под цветы “ Велосипед” - образец.
Заготовки (на 1 изделие):
- втулки (внутренние кольца подшипников - 80 мм; 45 мм) – 2 шт.;
- диск стальной ( 70 мм, h = 5 мм) – 4 шт.
- полоса стальная (h = 5 мм; L = 1500 мм; b = 50 мм) – 1 шт.
- полоса стальная (h = 5 мм, L = 350 мм; b = 50 мм) – 1 шт.
- пруток стальной шестигранный ( 10iм, L = 800 мм) – 2 шт.
- труба стальная ( 20 мм; L = 1000 мм) – 3 шт.
- труба тонкостенная ( 10 мм; L = 200 мм) – 2 шт.
- ролики деревянные для декорирования – 9 шт.
Материалы (на 1 изделие):
- проволока стальная ( 4мм, L = 10 м);
- пруток стальной ( 8мм, L = 6,5 м)
Ход урока
- Организационный момент:
Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и их готовности к уроку (наличие соответствующих средств индивидуальной защиты).
Разбивка на бригады – двойки.
Назначение дежурных.
2. Вводный инструктаж:
2.1. Сообщение темы урока, постановка цели.
2.2. Повторение и обобщение имеющихся знаний по теме “Сборка и дуговая сварка простых деталей. Решётчатые сварные конструкции”.
Ответы на вопросы:
- Что нужно учитывать при сборке решётчатой конструкции?
- - Какими качествами должен обладать собранный сваркой узел?
- - Что применяют для облегчения сборки сварных конструкций?
- - Какие данные содержит сварочный чертеж?
- - В чем заключаются особенности технологического процесса изготовления отдельных деталей сварной конструкции? Изделия в целом?
- Какие требования охраны труда и правил техники безопасности следует соблюдать при изготовлении сварных конструкций?
- Знакомо ли вам выражение “ландшафтный дизайн”?
- Назовите примеры сварных конструкций ландшафтного дизайна.
- Есть ли они на территории нашего города? Лицея? Приведите примеры.
2.3. Выступление обучающегося с сообщением (домашние задание прошлого урока) с показом фотографий – слайдов изделий ландшафтного дизайна (Приложение).
2.4. Пооперационное объяснение мастером производственного обучения предстоящих сборочно-сварочных работ с указанием соблюдения необходимых правил охраны труда и техники безопасности.
№ п/п |
Наименование операции | Эскизы |
1. |
Сварка трубы в обруч (“колёса”) | |
2. |
Сборка и сварка “спиц” с втулкой (элемент “колёс”) | |
3. |
Сборка и сварка “спиц” с обручами для “колёс” | |
4. |
Сборка и сварка “рамы” и “крыла” | |
5. |
Сборка и сварка “стоек” с “колёсами”, “рамой” и “крылом” |
|
6. |
Сборка и сварка элементов “руля” с втулкой переднего “колеса” и “рамой” | |
7. |
Сборка и сварка опоры для “дополнительных колёс” c “дополнительными колёсами” и втулкой заднего “колеса” | |
8. |
Сварка трубы - основание “корзины” |
180 iм; |
9. |
Сборка и сварка каркаса для “корзины” | |
10. |
Сборка и сварка каркаса для “корзины” с “рамой” | |
11. |
Плетение “корзины”, декорирование изделия |
|
12. |
Обработка сварных швов, устранение дефектов |
2.5. Выдача инструкционно - технологических карт, заготовок на изделия, расстановка бригад-двоек по рабочим местам.
3. Текущий инструктаж
Во время выполнения учебно-производственных работ проводятся целевые обходы с оценкой выполнения каждой операции с учётом соблюдения правил техники безопасности.
Целевые обходы:
№ п/п |
Целевой обход |
Примечание, контроль |
1. |
Проверка соблюдения технологии сварки трубы в обруч (“колёса”) | стыковое соединение: соосность; заполнение оценочной ведомости |
2. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с втулкой (элемент “колёс”) | угловые стыковые соединения: симметричность и равномерность; заполнение оценочной ведомости |
3. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с обручами для “колёс” | стыковые соединения: симметричность и равномерность; заполнение оценочной ведомости |
4. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “рамы” и “крыла” | нахлёсточное соединение: параллельность боковых поверхностей; заполнение оценочной ведомости |
5. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “стоек” с “колёсами”, “рамой” и “крылом” | стыковые соединения: симметричность и равномерность; заполнение оценочной ведомости |
6. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки элементов “руля” с втулкой переднего “колеса” и “рамой” | стыковые соединения: симметричность; заполнение оценочной ведомости |
7. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки опоры для “дополнительных колёс” c “дополнительными колёсами” и втулкой заднего “колеса” | стыковые соединения: симметричность, параллельность, расположение шва по центру; нахлёсточное соединение: параллельность; заполнение оценочной ведомости |
8. |
Проверка соблюдения технологии сварки трубы - основание “корзины” | стыковое соединение: соосность; заполнение оценочной ведомости |
9. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины” | угловые стыковые соединения: симметричность и равномерность; нечетное (!) число прутков каркаса; заполнение оценочной ведомости |
10. |
Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины” с “рамой” | стыковые соединения: симметричность, параллельность; заполнение оценочной ведомости |
11. |
Проверка соблюдения технологии сборки
(плетения) и сварки “корзины”, декорирование изделия |
прихватка проволоки в начале и конце плетения, параллельность витков; заполнение оценочной ведомости |
12. |
Обработка сварных швов, устранение дефектов | устранение дефектов, набрызгов, окалины, заусенцев, подварка (в случае необходимости); заполнение оценочной ведомости |
4. Заключительный инструктаж:
- анализ результатов выполненных учащимися учебно-производственных работ с указанием типичных ошибок, а также элементов рациональности и творческого подхода;
- ознакомление с результатами оценочного листа, выявление авторов лучших работ, выставление оценок за урок;
- выдача домашнего задания (продумать и подобрать материалы для декорирования своей сварной конструкции);
- уборка рабочих мест и сварочного цеха дежурными.
План и хронометраж урока
№ п/п |
Этапы урока |
Время |
1 |
Организационный момент. | 5 мин |
2 |
Вводный инструктаж: | 45 мин |
Перемена | 10мин |
|
3 |
Текущий инструктаж: | 4 часа 30 мин |
1. Проверка соблюдения технологии
сварки трубы в обруч (“колёса”) 2. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с втулкой (элемент “колёс”) 3. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с обручами для “колёс” |
50 мин |
|
Перемена | 10 мин |
|
4. Проверка соблюдения технологии
сборки и сварки “рамы” и “крыла” 5. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “стоек” с “колёсами”, “рамой” и “крылом” 6. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки элементов “руля” с втулкой переднего “колеса” и “рамой” |
50 мин |
|
Перемена | 10 мин |
|
7. Проверка соблюдения технологии
сборки и сварки опоры для “дополнительных
колёс” c “дополнительными колёсами” и втулкой
заднего “колеса” 8. Проверка соблюдения технологии сварки трубы - основание “корзины” 9. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины” |
50 мин |
|
Перемена | 10 мин |
|
10. Проверка соблюдения технологии
сборки и сварки каркаса для “корзины” с
“рамой” 11. Проверка соблюдения технологии сборки (плетения) и сварки “корзины”, декорирование изделия |
50 мин |
|
Перемена * мастер производственного обучения подводит итоги работы учащихся по оценочной ведомости |
20 мин |
|
12. Обработка сварных швов, устранение дефектов | 30 мин |
|
4. |
Заключительный инструктаж. | 20 мин |
Мастер производственного обучения ________________________________
Согласовано: “__” ______ 2012 г.
___________________________