Согласно Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В проекте Национальной образовательной инициативы заявлено, что программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений: 1. Обновление образовательных стандартов; 2. Система поддержки талантливых детей; 3. Развитие учительского потенциала; 4. Современная школьная инфраструктура; 5. Здоровье школьников.
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер.
Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У обучающихся отсутствуют навыки умственной рефлексии.
Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Он должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И его этому надо учить.
Одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика. Для нас особенно важно то, что данный подход помогает сохранять и развивать в российском обществе теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, нацеленных на формирование теоретического мышления у школьников. Центральным звеном здесь являются метапредметы.
Наиболее эффективными методами развития и способами реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся является проектная деятельность. В процессе выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. “Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”, – записано в Национальной образовательной инициативе “НАША НОВАЯ ШКОЛА”.
Анализируя возможность построения своей деятельности с учетом выше обозначенных ориентиров, в качестве основы проектирования ее содержания мы выбрали совокупность ключевых компетенций, формирование у школьников каждой из которых преимущественно связано с определенными видами жизнедеятельности человека.
Нельзя оставить без внимания и демографический фактор: снижение численности обучающихся. Это предопределяет необходимость сохранения контингента школьников, а значит, поиска путей еще большей “привлекательности” школы для родителей и обучающихся.
Работа школы в предыдущие годы была обусловлена стремлением педагогического коллектива школы создать благоприятные условия для обучения, воспитания и развития детей. Параллельно в школе решались проблемы тесного соединения обучения и воспитания, новых форм профильной подготовки учащихся, раннего изучения иностранных языков.
С 1 января 2007 года школа работает в условиях нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, и главной задачей в этой области является рациональное использование выделенных ассигнований для последующего реинвестирования сэкономленных средств в обеспечение учебного процесса.
За последние 5 лет материально-техническая база школы значительно укрепилась: отремонтированы начальная школа и медицинский кабинет; создано дворовое освещение; создана система АПС и оповещения людей при пожаре; произведена 100% замена школьной ученической мебели и классных досок в кабинетах; кабинеты существенно пополнились учебным оборудованием и пособиями, а также спортивным инвентарем.
Техническая оснащенность учебного процесса серьезно укрепилась:
Технические средства |
По состоянию на 2005 – 2006 учебный год |
По состоянию на 2009-2010 учебный год |
компьютеры | 28 |
105 |
принтеры | 2 |
20 |
телевизоры | 2 |
2 |
видеомагнитофоны | 1 |
2 |
музыкальные центры | 2 |
4 |
мультимедийный проектор | 0 |
24 |
интерактивные доски | 0 |
6 |
сканеры | 2 |
9 |
цифровой фотоаппарат | 0 |
2 |
В 2007 г. – школа – победитель президентской национальной программы “Образование”, а в 2009 г. – школа вошла в число 100 лучших образовательных учреждений Национальной образовательной программы “Интеллектуально – творческий потенциал России”.
Контингент учащихся за последние три года представлен в таблице:
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
||||
Общая численность учащихся |
Средняя наполняемость классов |
Общая численность учащихся |
Средняя наполняемость классов |
Общая численность учащихся |
Средняя наполняемость классов |
|
В целом по школе |
1088 |
21,33 |
1047 |
22,27 |
1015 |
23,1 |
В классах с углубленным изучением предметов обучался 391 учащийся, что составляет 39,2% от общего числа учащихся МОУ. В параллели 5-8 классов этот процент составляет 44,4; профильным обучением охвачены 100% учащихся 10-11-х классов.
Состав учащихся по социальному статусу их семей – неоднороден.
Состояние здоровья учащихся за последние три года отражено в таблице:
1 группа здоровья |
2 группа здоровья |
3 и 4 группа здоровья |
Кол-во детей с хрон заболев в 1 классе |
|
2007 – 2008 | 127 |
744 |
181 |
46 |
2008 – 2009 | 468 |
392 |
141 |
50 |
2009 – 2010 | 473 |
402 |
140 |
54 |
МОУ СОШ № 12 укомплектована кадрами на 100%. Средний возраст педагогического коллектива – 42 года.
В рамках управленческой деятельности основное внимание уделяется качеству педагогического взаимодействия в системе “учитель – ученик”. 31 человек (36%), в течение года прошли курсовую переподготовку в БелРПКППС г. Белгорода по различным направлениям и проблемам, касающимся вопросов обучения и, особенно, вопросов ЕГЭ и аттестации девятиклассников в новой форме, а также 5 учителей прошли курсы по работе с мультимедийными досками, 5 человек прошли дистанционные курсы по использованию нового программного обеспечения “Linux”.
11 человек (12,7%) подтвердили или повысили свои квалификационные категории. В предыдущие годы начата работа по формированию портфолио учителя. В настоящее время наиболее грамотно и полно составлены портфолио у учителей, прошедших аттестацию в 2009-2011 учебном году.
В школе работает 1 кандидат биологических наук. Награды и звания имеют 16 педагогов, что составляет 24%
Проведенная в МОУ диагностика направленности личности педагогов показала, что в своей деятельности педагоги в целом ориентируются на цели и задачи, поставленные перед ними современными процессами модернизации Российского образования. 90% педагогов стремятся обеспечить развитие личности каждого ребёнка и совершенствовать свою деятельность, что позволяет сделать вывод о том, что педагоги в МОУ имеют собственный стиль профессиональной деятельности, основанный на компетентности.
Школа поощряет исследовательскую, проектную и творческую деятельность учащихся. Ежегодно проходят научно-практические конференции, защита проектных работ учащихся и педагогов общеобразовательного учреждения. В учебное и каникулярное время организуются учебные практики, образовательные сессии в г. Белгороде, Москве, Курске.
В школе имеется программа “Одаренные дети”. В настоящее время реализуется этап 2008 – 2013 гг. Создан банк данных одаренных детей, в котором собраны все дети со 2-го по 11-й классы – победители общешкольных олимпиад, различных конкурсов и соревнований. На каждого ученика заполнена карточка одаренного. В 2009 году проведены психологами новые опросы и исследования одаренных детей, а также всех детей 4-х и 7-х классов для определения уровня творческих способностей обучающихся.
В школе работает НОУ, а также более 40 развивающих кружков. С 2006-2007 учебного года ведутся элективные курсы. Кроме этой работы проводится индивидуальная работа с одаренными детьми по планам индивидуальной работы в рамках внеаудиторных занятий. Всего в НОУ принимают участие 145 детей.
В школе в 2009 – 10 учебном году в рамках НОУ “ КВАНТ” работали следующие секции: “Эколог” – Титова А.В., “Квант” – Алехина Н.В., “Ареал” – Гончарова Т.И., “Лингвист” – Меркулова И.Г., “Словесник” – Воронина Г. Д., “Статистик” – Федорова Т.Н., “Наше наследие” – Абрамова Е.А., “Информатика” – Глушкова Т.Н., “Менеджер” – Куприянова С.А., “Наушонок” – Щербакова И.Н. Результатом работы НОУ является традиционная школьная научно-практическая конференция “Первые шаги”. Последняя конференция была проведена 15 03.2011г. В работе данной конференции приняли участие 20 участников.
Победителями и призерами VI региональной научно-практической конференции “Первые шаги” в 2011 году стали 8 исследовательских работ из 11 представленных.
В ноябре 2010 г. прошла II-я школьная конференция для младших школьников “Я – Исследователь”. На конференции были представлены 29 работ.
Школа является экспериментальной площадкой 6 экспериментов (1 – региональный и 5 – муниципальные). Региональная экспериментальная площадка – Формирование физической культуры личности на основе народных, подвижных и спортивных игр. Муниципальные экспериментальные площадки: 1. “Внедрение в педагогическую деятельность учителей русского языка и литературы технологии обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной; 2. “Внедрение новой технологии преподавания литературы Б.С. Дыхановой в практику школ Белгородской области”; 3. “Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе “Детский сад – начальная школа”; 4. “Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе”; 5. “Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений”.
В школе работает инновационная площадка по теме “Управление учебным заведением через финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы”.
Из следующей таблицы видно, какими ключевыми компетентностями владеют учителя школы:
Мониторинг исследования овладения учителями ключевыми компетентностями (самооценка учителя) |
Всего учителей в % |
Предметно-методологическая компетентность | 73 (91,25%) |
Психолого-педагогическая компетентность | 45 (56,25№) |
Компетентность в области валеологии образовательного процесса | 53 (66,25%) |
Компетентность в сфере медиа-технологий и умений проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса | 32 (40%) |
Коммуникативная компетентность | 61 (76,25%) |
Компетентность в области управления системой “учитель – ученик” | 54 (67,5%) |
Компетентность в системе трансляции собственного опыта | 32 (40%) |
Исследовательская компетентность | 22 (27,5%) |
Акмеологическая компетентность | 20 (25%) |
В результате анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование и развитие школы, были выявлены следующие противоречия:
– между неподготовленностью
отдельных обучающихся к восприятию ключевых
компетенций и высокими требованиями,
предъявляемыми педагогическим коллективом
школы к освоению данных понятий;
– между разноуровневой подготовкой педагогов и
необходимостью непрерывного повышения
профессиональной компетентности каждого из них;
– между недостаточной разработанностью
проблемы построения нового содержания
образования и современными требованиями к ее
разрешению в условиях школы.
На основании анализа выявленных противоречий педагогический коллектив школы начал с 2010-2011 учебного года работать над темой “Мыследеятельностная педагогика как средство построения нового содержания образования в школе”.
Сама мыследеятельностная педагогика в качестве своего базового исходного методологического основания имеет схему мыследеятельности. Первая проблема, зафиксированная сегодня, связана с невозможностью современной системы образования и традиционной педагогики включить в процессы мышления всех учащихся в системе образования. В практической педагогической деятельности эта проблема выражается в многочисленных утверждениях учителей о неспособности определенного контингента детей к учебе, к мышлению, что в житейском языке звучит как "им не дано", "они не способны" и т.д.
Вторая социокультурная проблема, на решение которой направлены разработки в области мыследеятельностной педагогики является "сшивание", преодоление разрыва средств в профессиональной деятельности педагога. Данный разрыв в профессиональных средствах деятельности внешне фиксируется в том, как институционально оформлены ведущиеся научные разработки – отдельно в области содержания образования, отдельно в области средств и методов обучения и отдельно по психологической проблематике обучения. В реальности педагогического действия эти средства должны завязываться, проявляться в работе педагога в ситуациях учения-обучения.
Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями обучающихся. Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для преподавателя новые возможности в контакте со студентом. Формируя способности, педагог организует образовательное движение обучающегося в разных полях предметного знания реальным образом. С точки зрения дальнейших горизонтов развития всего корпуса педагогического знания, здесь кроются совершенно новые резервы для его обновления и развития.
Мыследеятельностная педагогика продолжает теорию развивающего обучения В.В.Давыдова. Особенно важно то, что данный подход помогает сохранять и развивать в российском обществе теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, нацеленных на формирование теоретического мышления у обучающихся.
Поэтому мы считаем, что способности и компетенции учащихся зависят от развития способностей и компетентностей учителей, которые должны формироваться самостоятельно учителем, через курсы повышения квалификации или через изучение различных документов и методик. (см. схема №1)
Схему см. здесь
Анализ ситуации показывает, что учителями в основном осознается необходимость перехода к новой образовательной парадигме – мыследеятельностному обучению. Однако это не означает, что проблем, связанных с внедрением вопроса “Мыследеятельностная педагогика как средство построения нового содержания образования в школе” нет. Всегда остаются учащиеся, педагоги, родители, общественные организации у которых нововведения обнаруживают сопротивление. Исходя из этого, можно спрогнозировать факторы риска и пути их преодоления:
Проблема |
Пути решения |
Неподготовленность отдельных обучающихся к восприятию ключевых компетенций и высокими требованиями, предъявляемыми педагогическим коллективом школы к освоению данных понятий. |
Эффективность информирования целей и задач проекта |
Разноуровневая подготовка педагогов и необходимость непрерывного повышения профессиональной компетентности каждого из них. |
|
Недостаточная разработка проблемы построения нового содержания образования и современные требования к ее разрешению в условиях школы |
Индивидуальная работа с учителями. Престижность инноваций. Работа творческих групп по обучению методам анализа, проектирования, исследования, сравнения |
Недостаточная материальная и научная база |
Развитие внешних связей и рост общественно-профессиональных инициатив |
Чтобы избежать некоторых издержек мы запланировали на 2011-2012 учебный год следующую работу с педагогическим коллективом.
№ |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Категория участников |
Ответствен ный исполнитель |
1 | Переход на образовательные стандарты нового поколения | Сентябрь 2011 г. | Учащиеся, учителя, родители 1х и 2в и2г классов | Зам по УВР |
Проведение семинаров по введению ФГОС в1х | Апрель – май 2011 г. | Учителя школы | Зам по УВР | |
Проведение семинаров по введению ФГОС в1х и во 2х классах | В течение года | Учителя региона, проходящие в школе стажировку по введению ФГОС | Зам по УВР | |
2 | Проектирование компетентностно – ориентированной модели образовательной системы школы | Апрель 2011 г. | Члены методического совета школы | Зам. по НМР |
Участие в конкурсе “Школа Будущего” | Март 2011 г. | Рабочая группа | Зам. по НМР | |
“Ресурсы учебного успеха ученика. Портрет моих учеников в дидактическом интерьере”– методический марафон (Критерии оценки качества современного урока) |
Март 2011 г. | Учителя школы | Зам по УВР и НМР | |
Заседания ШМО учителей – предметников по вопросам совершенствованию методики преподавания в условиях перехода к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода | Март – апрель 2011 г. | Учителя школы | Руководители ШМО, зам. по НМР | |
Постоянно-действующий межшкольный проблемный семинар “Социально-психологическая компетентность” | В течение года | Учителя школы | Социальный педагог и психолог | |
Постоянно действующий обучающий семинар по воспитательной работе “Коммуникативная компетентность” | В течение года | Учителя школы | Зам по ВР | |
Постоянно-действующий школьный проблемный семинар ““Педагогическая технология ИСУД” | В течение года | Учителя школы | Зам по НМР | |
Педагогический совет “Методология использования современных образовательных технологий в воспитательном процессе” | Март 2011 г. | Учителя школы | Зам по ВР | |
3
|
Мыследеятельностное содержание образования | |||
Семинар – практикум “Метапредметный метод обучения ” | Апрель 2011 г. | Учителя школы | Зам по НМР | |
Круглый стол “Виды универсальных учебных действий и их особенности в старшей школе” | Май 2011 г. | Учителя школы | Зам по НМР | |
Теоретический семинар “Как разработать элективный курс и индивидуальную образовательную траекторию ученика” | Апрель 2011 г. | Члены методического совета школы | Зам. по НМР | |
Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. | В течение года | Учителя школы | Учителя предметники | |
Развитие познавательной деятельности через коллективное творчество учащихся. | В течение года | Учителя школы | Учителя предметники | |
4 | Реализация модуля “Эпистемотека” | |||
Заседания ШМО учителей– предметников по вопросу “Что такое эпистемотека?” | Август 2011 г. | Учителя школы | Руководители ШМО, зам. по НМР | |
Определение групп учителей, работающих в новом Интернет – портале. |
В течение года | Учителя школы | Руководители ШМО, зам. по НМР | |
5 | Профильное обучение | |||
Занятия в системе дополнительного образования по программам саморазвития и самореализации личности (социально– правовое ориентирование, социально– бытовое ориентирование) | В течение года | Учителя школы | Учителя предметники. Зам по УВР | |
6 | Обеспечение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка (ИСУД) |
|||
Разработка индивидуальных маршрутов обучающихся на разных уровнях образования | Сентябрь 2011 г. | Зам по УВР | ||
Разработка мониторинга обучающихся на разных уровнях образования, Выпуск методического пособия | В течение года | Учителя школы | Учителя предметники | |
Внедрение системы учета достижений учащихся в учебной и внеучебной деятельности в форме портфолио | В течение года | Учителя школы | Классные руководители | |
7 | Интеграция содержания естественнонаучного и гуманитарного общего среднего образования как условие целостности образовательной среды в Школе будущего |
|||
Разработка интегрированных курсов, участие в конкурсах, выпуск методического пособия | В течение года | Учителя школы | Зам. по НМР | |
8 | Подготовка учащихся к итоговой аттестации | |||
Проведение диагностических работ для учащихся | В течение года | Учителя школы | Зам по УВР |
|
Консультирование учащихся, родителей по вопросом проведения ЕГЭ | В течение года | Учителя школы | Зам по УВР |
|
9 | Формирование системы оценки качества образования | |||
Мониторинг деятельности учителей предметников | В течение года | Учителя школы | Зам по УВР |
|
Проводить стартовое, рубежное, итоговое тестирование по всем учебным дисциплинам | В течение года | Учителя школы | Зам по УВР |
|
10 | Мониторинг уровня образовательных достижений школьников |
|||
Административные контрольные работы | В течение года | Учителя школы | Зам по УВР |
|
Проведение независимой диагностики стартовое, рубежное, итоговое тестирование по всем учебным дисциплинам | В течение года | Учителя школы | Зам по УВР |
|
11 | Формирование способностей и компетентностей |
|||
Использование современных педагогических технологий в преподавании учебных предметов | В течение года | Учителя школы | Зам по НМР | |
Разработка авторских программ по учебным предметам | В течение года | Учителя школы | Зам по НМР | |
12 | Система мониторинга способностей и компетентностей |
|||
Диагностика знаний учащихся, проведение олимпиад, конкурсов учащихся. | В течение года | Учителя школы | Зам по НМР |
Мы думаем, что все наши изложенные выше положения позволят получить следующие результаты:
Повышение рейтинга образовательного учреждения в городском социуме и значимости обучения и воспитания внутри школы. Удельный вес обучающихся из других школ города и района – 50 %. Рост удовлетворенности учащихся и родителей качеством образования.
Достижение выпускниками школы более высокого качества образования в результате овладения ключевыми компетенциями. Сформированность ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции – сформированность ценностных ориентиров ученика, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умения принимать решения.
Общекультурные компетенции – сформированность культурологического понимания мира.
Учебно – познавательные компетенции – сформированность знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационные компетенции – сформированность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативные компетенции – сформированность коммуникативной культуры обучающихся, коммуникабельность.
Социально-трудовые компетенции – сформированность необходимых для жизни в современном обществе навыков социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования – овладение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Достижение положительной динамики развития профессиональной компетентности педагогов. Устойчивый состав профессионалов высшей квалификационной категории: 2006 г.– 52%, 2012 г.– 65 %.
Расширение возможностей социализации обучающихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Профессиональная адаптация выпускников в рамках избранного профиля обучения до 75 %.
Достижение высокого уровня информационной культуры педагогов. Увеличение числа педагогов, использующих информационные технологии с 26 % до 85 %.
Список литературы
- Громыко Н. В. Метапредмет “Знание”. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: “Вербум-М.”, 2001.
- Илюшин, Л. С. Система школьного образования в Великобритании [Текст] / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в образовании. Ч. 1: Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 38—73.
- Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. ж “Дополнительное образование” № 2, 2004, С. 12-18
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // “Практика административной работы в школе” №1. 2004,
- Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. – 70 с.
- Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.