В программе студии «Калейдоскоп» одним из разделов является музыкальное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Основной целью в этом разделе программы является: музыкальное развитие, развитие речи, развитие эмоциональной отзывчивости, мышлении и фантазии ребенка.
Работа с детьми дошкольного возраста ориентирована на формирование музыкальности ребенка с первых лет его жизни, поскольку современная наука признает раннее детство периодом, в котором происходит становление первоначальных музыкальных задатков человека. Самое интенсивное развитие ребенка происходит в раннем возрасте, поэтому приобщение его к музыке, развитие музыкальных способностей, памяти, внимания является важной задачей именно в дошкольном возрасте.
Задачами раздела программы музыкальное воспитание является:
– формирование культуры слушания музыки
– воспитание интереса к музыкальным занятиям
– развитие музыкальных способностей
– приобщение к разным видам музыкальной
деятельности
– развитие творческих способностей детей
– формирование средствами музыкального
искусства опыта ценностного отношения ребенка к
окружающей среде.
Программа представлена в виде ступеней, каждая из которых соответствует одному году жизни ребенка: первая ступень – 2-3 года, вторая – 3-4 года, третья – 5-6 лет. Предусматривается последовательное освоение всех ступеней музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников, но поскольку задатки музыкальной деятельности не у всех одинаковы, темп музыкального развития каждого ребенка индивидуален, не всегда необходимо жестко привязывать такое разделение к определенному возрасту. Занятия построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В процессе музыкального воспитания необходимо учитывать особенности нервно-психического развития детей, поэтому при составлении программы учитывались характеристики возрастных возможностей детей, и они определены в программе.
Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На каждой ступени представлены все виды деятельности: слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на шумовых инструментах, сюжетно-ролевые игры, музыкальное творчество.
Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, классической и современной музыки. Он четко структурирован и систематизирован по годам обучения – по принципу усложнения содержания, характера, выразительных средств музыкальных произведений.
Предусматривается целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие дошкольника.
Задачам музыкально-творческого развития детей придается главенствующее значение: формирование и развитие музыкального творчества ребенка рассматривается во всех его трех позициях в музыкальной деятельности: ребенок слушатель, ребенок исполнитель, ребенок творец.
Музыка, речь, движение тесно взаимосвязаны друг с другом, благодаря этому развиваются голосовые данные, музыкальные способности, мышечный аппарат ребенка, речевой (артикуляционный) аппарат, поэтому занятия проводятся в интегрированной форме вместе с педагогом по развитию речи. Интенсивно растет словарный запас, ребенок разучивает наизусть стихи, песни, сказки. Речь становится средством общения с взрослыми и сверстниками. Развиваются коммуникативные навыки ребят, познавательные процессы и личностные качества.
В связи с развитием речи малыши приобщаются к пению. Формируются и развиваются певческие способности детей (напевное и протяжное голосоведение, четкая дикция, слаженность пения в ансамбле, сольное пение, формируются навыки выразительного исполнения). Развивается музыкальная память, слух, чувство ритма. Дети учатся не только правильно интонационно передавать мелодию песни, но и характер, изменение динамики исполнения. Овладевают определенными способами певческих умений и параллельно осваивают азы нотной грамоты.
Игра является основной формой для проведения занятий, как естественная деятельность ребенка, в процессе которой, ребенок лучше усваивает предоставленный ему материал, меньше утомляется, поэтому интерес и внимание держаться дольше.
Сюжетно-ролевая игра занимает большое место в программе. Дети активно участвуют сюжетно-ролевых играх, при этом стремительно расширяются их представления об окружающем мире, при правильном воспитании у детей развивается эстетическое чувство. Дети готовы к музыкально-творческим проявлениям, как в пении, так и в играх драматизациях, в которых они импровизируют характерные особенности движений игровых персонажей.
Большое внимание уделено задачам музыкально-сенсорного восприятия, поскольку дошкольный возраст особенно благоприятен для его активизации. Задачей педагога является поддержание интереса к музыке, развитие музыкально-эстетических потребностей дошкольника, овладение основами культуры слушания музыки, пополнение представлений о жанрах музыки, о ее разновидности. Важной задачей является активизировать дифференцированное восприятие музыки, учить самостоятельно давать оценку и выражать свои впечатления и отношение к прослушанной музыке, определять выразительные средства (темп, динамика, ритм, инструменты, характер музыкального произведения). В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость, ладовый слух, чувство ритма. В отношении музыкально-сенсорных способностей можно с полным основанием утверждать, что первые пять лет жизни ребенка – это золотая пора их становления.
Восприятию помогает иллюстрация, которая играет роль основного материала. Она нужна для качественного восприятия характера и содержания произведения. На занятиях используется дидактический материал (игрушки, карточки, картинки, музыкальные инструменты). Ребенок лучше улавливает развитие музыкального образа, замечает изменение средств музыкальной выразительности, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления.
На занятиях дети легко усваивают упражнения, музыкально-дидактические игры, которые подобраны в соответствии с их возрастом. Активизируется восприятие музыки и движений в музыкальных играх и танцах. У детей становятся ярче первичные музыкально-творческие проявления, как в музыке, так и в движении. Ребята исполняют несложные пляски в кругу, в паре, могут передавать движения марша, веселой пляски, колыбельной, различные музыкальные образы, легко вовлекаются в сюжетные игры, выполняя под музыку характерные движения игровых персонажей.
Дети охотно осваивают шумовые музыкальные инструменты, обучаются способам игры на них, развивая при этом чувство ритма. Получают первоначальные знания о музыкальных инструментах, учатся узнавать их по звучанию, по тембру. Дети учатся распознавать средства музыкальной выразительности. Поддерживается стремление самостоятельно выражать свои впечатления о музыке, исполненной на музыкальных инструментах, умение сравнивать, словесно давать характеристику и оценку.
В результате обучения дети могут участвовать в различных инсценировках, создавать разноплановые образы посредством музыки, речи, движения, все это позволяет повысить интерес к занятиям, пробудить мысль и фантазию ребенка.
Воспитываются личностные качества ребенка:
- Самостоятельность – при исполнении несложных произведений всех видов музыкальной деятельности, при освоении разучиваемого репертуара.
- Инициативность – поощрение готовности задавать вопросы взрослому, проявлять инициативу в выборе песни или игры.
- Креативность – побуждение ребенка творчески передавать развитие образа в песенной, в пластической деятельности, импровизации, умение передать свое впечатление в простейших суждениях, в рисунке.
Развиваются познавательные процессы: восприятие, мышление, речь, внимание, совершенствуется память, расширяется опыт и представления, на этой основе формируется воображение. Интенсивно растет словарный запас, изменения происходят в речевом и в умственном развитии. Повышается интеллектуальная активность.
Средствами музыкального искусства формируется опыт ценностного отношения к окружающей действительности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, желание быть внимательным, добрым, заботливым, вежливым, проявлять сострадание, бережное отношение к животным, к природе.
Формируется любовь к своему родному краю, к своей малой родине, чувство патриотизма.
Каждый год обучения предполагает свои задачи и предполагаемые результаты.
Задачи музыкального воспитания и развития первого года обучения:
- Формирование культуры слушанья музыки.
- Формирование музыкально-сенсорного восприятия некоторых средств музыкальной выразительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков).
- Способствовать элементарным музыкально-творческим проявлениям.
- Приобщать ребенка к восприятию певческой культуры.
- Прививать элементарные певческие навыки.
- Приобщить ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры.
Задачи музыкального воспитания и развития второго года обучения:
- Формировать средствами музыкального искусства опыт ценностного отношения ребенка к окружающей действительности.
- Развивать музыкальные способности ребенка.
- Формировать музыкальные впечатления, музыкально-слуховые певческие и музыкально-двигательные представления.
- Развивать память, речь, мышление, воображение ребенка.
- Приобщать к песенному творчеству.
- Воспитывать личностные качества: самостоятельность, инициативность.
Задачи музыкального воспитания и развития третьего года обучения:
- Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразной тематики.
- Продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления.
- Активизировать дифференцированное восприятие музыки.
- Учить выразительному исполнению песен народного, классического и современного репертуара.
- Продолжать формировать музыкально-двигательные представления.
- Развивать творческие способности ребенка.
Предполагаемые результаты первого года обучения:
- Ребенок должен иметь определенный запас музыкальных впечатлений, развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку.
- Должен овладеть некоторыми элементарными певческими умениями.
- Может определять темп, динамику, высоту, длительность звуков.
- Эмоционально исполняет несложные пляски в кругу, в паре
- Легко вовлекается в сюжетные игры, выполняя под музыку характерные движения игровых персонажей.
- Охотно осваивает шумовые музыкальные инструменты.
- У ребенка становятся ярче первичные музыкально-творческие проявления, как в пении, так и в движении.
Предполагаемые результаты второго года обучения:
- Ребенок должен иметь определенный объем музыкальных впечатлений, самостоятельно узнавать музыкальные произведения, прослушанные в течение года, владеть элементарной культурой слушания музыки.
- Ребенок способен различать выразительные особенности музыки (характер, интонацию, темп, динамику, регистр).
- Передает в движениях характер марша, веселой пляски, колыбельной, различные музыкальные образы
- Может самостоятельно исполнять песни, разученные в течение года, владеет элементарными приемами голосоведения.
- Ребенок владеет первоначальными навыками исполнительской деятельности на музыкальных инструментах.
- Совершенствуется речь ребенка, мыслительная деятельность, устойчивость внимания.
Предполагаемые результаты третьего года обучения:
- Имеет разнообразный запас музыкальных впечатлений.
- Обладает основами культуры слушания музыки.
- Умеет распознавать выразительные особенности музыки (характер, наиболее яркие интонации, развитие и изменение художественного образа.)
- Эмоционально переживает и реагирует на прослушанную музыку, самостоятельно умеет передавать свои впечатления.
- Умеет правильно передавать не только интонации и характер песни, но и изменения в разных куплетах, изменение характера и динамики.
- Владеет определенными способами певческих умений.
- Может выразительно передавать в движении характер музыки и специфику игрового образа.
- Умеет выражать свои музыкальные впечатления в собственных суждениях, движениях, пении и рисунке.
- Различает способы выполнения движений: основных, сюжетно-образных, танцевальных.
- Ребенок должен освоить азы нотной грамоты.
- Пополняется словарный запас ребенка, появляется наглядно-образное мышление, укрепляется произвольное внимание.
Свои знания и умения ребята показывают на открытых занятиях и на отчетных концертах образцовой студии «Калейдоскоп».