Урок русского языка по теме "Имя числительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок повторения.

Цель: повторить тему: «Имя числительное».

Задачи:

  • обобщение знаний учащихся об имени числительном;
  • развитие умения применять полученные знания на практике;
  • содействие воспитанию интереса к урокам русского языка, любви к родному краю.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Слово учителя о целях и задачах урока

Урок проводится в форме игры. Предварительно класс делится на две команды. К уроку дети получили индивидуальные задания для каждой команды. Результаты игры заносятся  в таблицу на доске.

3. Предупредительный диктант (текст выведен на экран, числительные записаны цифрами)

За годы предвоенных пятилеток Сталинград стал крупным промышленным и культурным центром Поволжья. Население его достигло 445 тысяч человек. К 1941 году здесь было 126 промышленных предприятий.

Задание: зачитать записанное вслух, проверить трудные орфограммы, сверяясь с ключом (текст выведен на экран, числительные записаны словами).

Дополнительные задания по тексту (каждая команда выбирает на выбор одно задание).
1) Сто двадцать шесть (произвести морфологический разбор);
2) Промышленных (предприятий) (произвести морфологический разбор);
3) Доказать, что это текст, определить его стиль;
4) Раскрыть значения слов, определить способы их образования: предвоенных, пятилеток.

4. Игра:

А. «Грамматический бой». (Команды по очереди отвечают на вопросы об имени числительном. Вопросы составлены учащимися заранее).

– Расскажите, что обозначает имя числительное.
– Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.
– Приведите примеры числительных, которые склоняются как слово степь
– Просклоняйте числительное четыре седьмых.
– Какие числительные при склонении имеют только две формы?
– Просклоняйте числительное 900 (дней).
– У каких числительных при склонении изменяется только последнее слово? Приведите пример.
– В каких числительных мягкий знак пишется в середине, а в каких – в конце?

Б. «Конкурс дикторов»

Задание: Прочитать текст с экрана, внятно, четко и ясно проговаривая слова.

Текст для первой команды

Гитлер бросил на Сталинград отборные войска. В степях под городом развернулось грандиозное сражение, в котором с (обоих, обеих) сторон порой участвовало одновременно свыше 2 млн.человек, 2 тыс. танков, 26 тыс. орудий и 2 тыс. самолетов.

Текст для второй команды

33 воина 87-й стрелковой дивизии в боях за высоту 76,3 возле села Малая Россошка подбили 27 фашистских танков и не отступили с позиций ни на шаг.
А разве можно забыть подвиг танкистов 91-й танковой бригады?

Текст для первой команды

Мамаев курган! Это господствующая над городом высота была местом самого яростного сражения. В течение 140 дней и ночей здесь гремели ожесточеннейшие  кровопролитные бои, За Мамаев курган сражались воины 112-й, 10-й, 13-й гвардейской, 95-й стрелковых дивизий, танкисты 6-й гвардейской бригады.

Текст для второй команды

 В сентябре 42-го года – самое трудное время Сталинграда – войска 62-й армии, принявшей на себя основной удар противника, оказались отрезанными и с севера и с юга. День и ночь враг бомбил и обстреливал город и Волгу, причалы и переправы, рвался к берегу, до которого оставались считанные метры.

В. «Это интересно»

(Учащиеся подготовили рассказы о происхождении слов сорок  и миллион и об употреблении числительных в пословицах, поговорках и загадках).
Выступление команд: 1-я – происхождение слова сорок; 2-я – миллион   (Приложение 1).

Аукцион пословиц и поговорок

– Перечислите пословицы и поговорки, где встречаются числительные.
– Вспомните загадки с числительными. (Приложение 2).

Г. «Интеллектуальная разминка. Старинные меры длины и веса».

Выступление ученика (Приложение 3).

– Измерьте расстояние от Нежинского до Ольховки (37 км) в саженях.
– Сколько фунтов в ведре картофеля (8 кг)?

Д. «Деловые бумаги»

Задание: Выполнив задание, определите, в каком стиле чаще всего используются числительные.

Учащимся предлагается вытянуть по две карточки:

– Написать расписку о получении денег.
– Составить объявление о продаже квартиры.
– Написать отчет о проведении тестирования.
– Написать доверенность на получение денег в бухгалтерии.
(Учащиеся работают с образцами, представленными на стенде).

5. Подведение итогов урока и игры

6. Домашнее задание: сочините текст на одну из предложенных тем:

  • «Звездные экспедиции»,
  • «Школа будущего»,
  • «В поисках клада».

Постарайтесь использовать в своем сочинении разные  числительные. Но помните золотое правило: все хорошо в меру.