Тип урока: урок повторения.
Цель: повторить тему: «Имя числительное».
Задачи:
- обобщение знаний учащихся об имени числительном;
- развитие умения применять полученные знания на практике;
- содействие воспитанию интереса к урокам русского языка, любви к родному краю.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Слово учителя о целях и задачах урока
Урок проводится в форме игры. Предварительно класс делится на две команды. К уроку дети получили индивидуальные задания для каждой команды. Результаты игры заносятся в таблицу на доске.
3. Предупредительный диктант (текст выведен на экран, числительные записаны цифрами)
За годы предвоенных пятилеток Сталинград стал крупным промышленным и культурным центром Поволжья. Население его достигло 445 тысяч человек. К 1941 году здесь было 126 промышленных предприятий.
Задание: зачитать записанное вслух, проверить трудные орфограммы, сверяясь с ключом (текст выведен на экран, числительные записаны словами).
Дополнительные задания по тексту
(каждая команда выбирает на выбор одно задание).
1) Сто двадцать шесть (произвести морфологический
разбор);
2) Промышленных (предприятий) (произвести
морфологический разбор);
3) Доказать, что это текст, определить его стиль;
4) Раскрыть значения слов, определить способы их
образования: предвоенных, пятилеток.
4. Игра:
А. «Грамматический бой». (Команды по очереди отвечают на вопросы об имени числительном. Вопросы составлены учащимися заранее).
– Расскажите, что обозначает имя числительное.
– Назовите разряды количественных числительных.
Приведите примеры.
– Приведите примеры числительных, которые
склоняются как слово степь
– Просклоняйте числительное четыре седьмых.
– Какие числительные при склонении имеют только
две формы?
– Просклоняйте числительное 900 (дней).
– У каких числительных при склонении изменяется
только последнее слово? Приведите пример.
– В каких числительных мягкий знак пишется в
середине, а в каких – в конце?
Б. «Конкурс дикторов»
Задание: Прочитать текст с экрана, внятно, четко и ясно проговаривая слова.
Текст для первой команды
Гитлер бросил на Сталинград отборные войска. В степях под городом развернулось грандиозное сражение, в котором с (обоих, обеих) сторон порой участвовало одновременно свыше 2 млн.человек, 2 тыс. танков, 26 тыс. орудий и 2 тыс. самолетов.
Текст для второй команды
33 воина 87-й стрелковой дивизии в боях за высоту
76,3 возле села Малая Россошка подбили 27
фашистских танков и не отступили с позиций ни на
шаг.
А разве можно забыть подвиг танкистов 91-й
танковой бригады?
Текст для первой команды
Мамаев курган! Это господствующая над городом высота была местом самого яростного сражения. В течение 140 дней и ночей здесь гремели ожесточеннейшие кровопролитные бои, За Мамаев курган сражались воины 112-й, 10-й, 13-й гвардейской, 95-й стрелковых дивизий, танкисты 6-й гвардейской бригады.
Текст для второй команды
В сентябре 42-го года – самое трудное время Сталинграда – войска 62-й армии, принявшей на себя основной удар противника, оказались отрезанными и с севера и с юга. День и ночь враг бомбил и обстреливал город и Волгу, причалы и переправы, рвался к берегу, до которого оставались считанные метры.
В. «Это интересно»
(Учащиеся подготовили рассказы о происхождении
слов сорок и миллион и об
употреблении числительных в пословицах,
поговорках и загадках).
Выступление команд: 1-я – происхождение слова сорок;
2-я – миллион (Приложение
1).
Аукцион пословиц и поговорок
– Перечислите пословицы и поговорки, где
встречаются числительные.
– Вспомните загадки с числительными. (Приложение
2).
Г. «Интеллектуальная разминка. Старинные меры длины и веса».
Выступление ученика (Приложение 3).
– Измерьте расстояние от Нежинского до
Ольховки (37 км) в саженях.
– Сколько фунтов в ведре картофеля (8 кг)?
Д. «Деловые бумаги»
Задание: Выполнив задание, определите, в каком стиле чаще всего используются числительные.
Учащимся предлагается вытянуть по две карточки:
– Написать расписку о получении денег.
– Составить объявление о продаже квартиры.
– Написать отчет о проведении тестирования.
– Написать доверенность на получение денег в
бухгалтерии.
(Учащиеся работают с образцами, представленными
на стенде).
5. Подведение итогов урока и игры
6. Домашнее задание: сочините текст на одну из предложенных тем:
- «Звездные экспедиции»,
- «Школа будущего»,
- «В поисках клада».
Постарайтесь использовать в своем сочинении разные числительные. Но помните золотое правило: все хорошо в меру.