Пояснительная записка
Программа данного курса рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 9-х классов и является расширенным вариантом темы «Интерьер жилища».
Творчество – элемент общей культуры человека и общества, совокупность приемов, методов и действий от осознания проблемы до реализации идеи в проекте. Результат творчества – продукт, который имеет функции товара. Он может нести в себе как положительные, так и отрицательные последствия для человека, общества и природы. Следует создавать условия для украшения своих комнат, квартир, домов. Жилище нужно рассматривать как объект эстетического осмысления человеком самого себя и своей жизни. Умение гармонично организовать окружающее пространство, вносить в него яркие индивидуальные черты необходимо любому человеку.
Целью предлагаемой программы является формирование интереса, приобретение основных представлений о профессиях, связанных с творческой деятельностью в сфере «человек-художественный образ». Курс способствует формированию эстетического отношения к окружающему миру; позволяет реализовывать творческие способности учащихся, выявлять и развивать их в дальнейшем; носит пропедевческий характер и повышает вероятность осознанного выбора профессии выпускником основной школы.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе деятельности учащихся, являются хорошей мотивацией для дальнейших творческих занятий подобного плана.
При изучении курса используются такие интересные формы работы как проект. Проектирование активизирует познавательную деятельность, направленно на приобретение новых возможностей освоения различных видов деятельности. Учащимся предлагается выполнить дизайн-проект бытового интерьера. Занятия проводятся в виде лекций, творческих мастерских, бесед, экскурсий.
Результативность занятий отслеживается в ходе наблюдений за процессом работы школьников и анализа готовых работ. Учащимися выполняются эскизы, рельефные композиции, декоративные работы для оформления интерьера. Дизайн-проект завершается в виде развернутых эскизов интерьера жилища, декоративных творческих работ. При защите проекта проводится выставка работ учащихся.
Основные задачи курса заключаются в следующем:
- дать возможность учащимся реализовать свой интерес к дизайнерскому профилю,
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне,
- ознакомить с художественно-проектной деятельностью, основанной на принципах удобства, экономичности и красоты,
- развивать образное мышление, способность принимать нестандартные, оригинальные решения.
- Учащиеся должны знать:
- историю развития дизайна в России,
- особенности профессии «дизайнер»,
- общие вопросы формообразования,
- основные сведения о цвете,
- принципы построения композиции,
- экологические требования к жилищу,
- основные принципы декорирования комнаты,
- современные стили интерьера.
- Учащиеся должны уметь:
- грамотно составить композицию,
- разбить комнату на зоны,
- подобрать цветовую гамму интерьера, с учетом человека, проживающего в ней,
- составить план и эскиз комнаты,
- определить основные стили интерьера,
- выполнить дизайн-проект.
- Учащиеся должны:
- задуматься о значении красоты в окружающем мире,
- осознать важность сохранения экологии, необходимости бережного отношения к вещам.
Ожидаемые педагогические результаты:
- развитие творческого мышления,
- развитие умений организации пространства,
- воспитание эстетического вкуса и культуры.
Оценивание:
- творческая работа – 3 балла;
- зачет на «5» – 2 балла;
- зачет на «4» – 1,5 балла;
- прослушал курс – 1 балл.
№ |
Cодержание |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Раздел I. Основы дизайна | 6 часов | |||
I.1 | Дизайн. История развития дизайна. | 1 | 0,5 | 0,5 |
I.2 | Язык дизайна, его средства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
I.3 | Цветоведение. Гармония цвета. | 2 | 0,5 | 1,5 |
I.4 | Композиция. Основные принципы построения композиции. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Раздел II. Дизайн интерьера | 6 часов | |||
II.1 | Стиль и архитектурный интерьер. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II.2 | Экология жилища. Эргономика. Зонирование. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II.3 | Цвет в интерьере. | 2 | 0,5 | 1,5 |
II.4 | Современные направления в интерьере. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Раздел III. Дизайн-проект | 5 часов | |||
III.1 | Дизайн-проект "Декоративный предмет в интерьере". | 1 | 0,5 | 0,5 |
III.2 | Дизайн-проект. | 3 | 0,5 | 2,5 |
III.3 | Зачетное занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 17 час. | 5 час. | 12 час. |
Учебно-тематический план
Содержание.
Раздел I. Основы дизайна – 6 часов
Тема 1. Дизайн. История развития дизайна – 1 час.
Понятие «дизайн», знакомство с профессией
«дизайнер». История русского дизайна. Знакомство
с дизайнерскими работами «Баухауз».
Практическая работа: анализ изменения
формы предмета от его появления до сегодняшних
дней.
Тема 2. Язык дизайна и его средства – 1 час.
Форма и назначение предмета. Общие вопросы
формообразования.
Перспектива, художественное воображение.
Взаимосвязь формы, фактуры, цвета, композиции,
свойств материала.
Практическая работа: эскиз предмета
(дизайнерская разработка формы предмета).
Тема 3. Цветоведение – 2 часа.
Цветоведение. Основные цвета, дополнительные
цвета. Психологическое воздействие цвета на
человека. Цветовой контраст. Гармоничное
цветовое сочетание. Восприятие цвета, свойства
цветов, Цветовое оформление интерьера.
Упражнения: растяжка цвета в сторону холодного,
теплого (акварель), цветовые разминки на заданную
тему,
Практическая работа:
– цветовое решение интерьера с учетом
особенностей помещения,
– декоративная композиция для оформления
интерьера.
Тема 4. Композиция. Основные принципы построения композиции – 2 часа.
Художественное воображение. Композиция
непредметных форм. Равновесие, соотношение форм,
членение плоскости на части, ритмическая
организация мотивов, композиционный центр.
Оптические иллюзии. Построение пространства.
Основные правила композиции. Экскурсия на
выставку в КВЦ
Практическая работа (по выбору):
– составление композиции непредметных форм
(геом. предметы),
– эскиз декоративного панно (простой карандаш),
– рельефная композиция (бумага),
– коллаж.
Раздел II. Дизайн интерьера – 6 часов
Тема 1. Стиль и архитектурный интерьер – 1 час.
Понятие «архитектурный интерьер». Способы
организации пространства. Стили в интерьере
(классический, эко-стиль, кантри, эклектика,
авангард, этнический). Творческая встреча с
дизайнером.
Практическая работа: составление
эскиза интерьера комнаты.
Тема 2. Экология жилища. Эргономика. Зонирование – 1 час.
Экологические требования к жилищу и к
материалам, используемым в жилых помещениях.
Понятие «эргономика», антропометрия. Разбивка
помещения на зоны (вспомогательные и жилые
помещения).
Практическая работа: составление
плана комнаты (квартиры) с разбивкой на зоны.
Тема 3. Цвет в интерьере – 2 часа.
Цвет – средство формирования жилой среды.
Выбор цветовой гаммы интерьера в зависимости от
назначения, естественного освещения, размера
комнаты.
Практическая работа:
– эскиз комнаты (цветовое решение по заданным
требованиям),
– подбор цветовой гаммы с учетом особенностей
комнаты.
Тема 4. Современные направления в интерьере – 2 часа.
Современные направления: хай-тек, чил-аут,
(авторское решение и др.) Использование в
интерьере элементов искусства Древнего Египта,
Древней Греции, Средневековья, Возрождения в
современной переработке.
Практическая работа: (по выбору)
– разработка эскиза комнаты (стиль по выбору),
– определение стиля интерьера,
– подбор деталей интерьера в соответствии с
выбранным стилем.
Раздел III. Дизайн-проект – 5 часов
Тема 1. Дизайн-проект «Декоративный предмет в интерьере» – 1 час.
Этапы выполнения проекта. Разработка идей.
Конструкторская и дизайнерская проработка.
Выбор техники выполнения проекта.
Практическая работа:
– знакомство с различными техниками
декоративного искусства (работа с природным
материалом, экотехнологии, утилизация отходов,
работа с кожей, тканью и т.д.)
– разработка идей, способы их реализации.
Тема 2. Дизайн-проект – 3 часа.
Выполнение творческого проекта. Анализ работы.
Технология выполнения
выбранной работы.
Практическая работа: (по выбору)
– выполнение развернутого эскиза комнаты по
выбору,
– выполнение декоративной работы для оформления
интерьера.
Тема 3. Зачетное занятие – 1 час.
Выставка готовых работ. Защита проекта.
Список используемой литературы.
Для учителей:
- Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов-на-Дону; Феникс,2005
- Кандинский В. Точка на плоскости. – С-Петербург; Азбука, 2001.
- Минервина Г., Шимко В. Дизайн (иллюстрированный словарь). – М.; Архитектура-С, 2004.
- Папанек В. Дизайн для реального мира. – М.; издатель Д.Аронов,2004.
- Сурина М. История образования и цветодидактики. – М.;МарТ,2003.
Для учащихся:
- Аллахвередова Е. Батик. Глина. Дерево. – М.; Астрель, 2001.
- Иогансон Б. Школа изобразительного искусства. – М.; Изобразительное искусство, 1988.
- Журналы: «Интерьер и дизайн», «Эль декор», «Табурет», « Наш дом».
- Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.; Молодая гвардия, 1994.
- Холмянский А. Дизайн. – М.: Просвещение, 1985.
- Юрова Ю. Шедевры архитектуры. – М.; Вече, 2002.