Коррекционный час в старшей группе компенсирующей направленности с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по лексической теме "Дикие животные"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Продолжать упражнять мускулатуру языка и щек, вырабатывать движения губ вперед.
  • Закреплять умение делать глубокий вдох носом и глубокий выдох ртом.
  • Активизировать в речи детей названия диких животных и их жилище.
  • Закреплять обобщающее понятие дикие животные; умение образовывать притяжательные прилагательные.
  • Упражнять в употребление предлога  «в».
  • Продолжать учить двигаться в заданном направлении в соответствии со стрелками – указателями маршрута (вперед,  направо).
  • Развивать взаимодействие глаз – рука,  мелкую моторику.
  • Воспитывать учебные навыки, аккуратность и точность в работе.

Материал: 6 шт. разрезных картинок животных, картинки с изображением ежа, медведя, барсука, волка, зайца, рыси, лисы; карточки из игры «Кто, где живет» (6 шт.); карточки с изображением мамы и детенышей (6 шт.) – бельчиха, лисица, волчица, медведица, ежиха, зайчиха; зеркала по количеству детей, картинки с изображением  артикуляционных упражнений (лиса, зайчик, орешки).

Словарная работа:

  • дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка;
  • обобщающее слово – дикие звери;
  • жилье – дупло,  нора,   берлога, логово;
  • детеныши – бельчата, волчата, медвежата, ежата, зайчата, лисята;
  • притяжательные прилагательные – заячий, лисий, волчий, медвежий, беличий;
  • части тела – морда, брюхо, клыки, лапы, уши;
  • предлог «в».

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, для того, чтобы у вас получалось правильно произносить звуки, необходимо потренировать язычок. Берите, пожалуйста, зеркала, присаживайтесь на стульчики. Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие дыхания  на тему: «В лесу» (Приложение 1).

– Незнайка прислал фото своих друзей. Он хотел бы больше  о них узнать. Вы хотите увидеть кто это? Проходите на ковер, берите, пожалуйста,  карточки. Чтобы получилась фотография, вам надо найти вторую половинку.

Игра «Собери картинку»

– Называйте, кого вы видите?
– Где живут эти звери? (Модель елки)
– Как  можно назвать этих зверей одним словом? Девочки скажите хором, затем ответ мальчиков.
– Какие дикие звери еще живут в лесу? Передавайте свое слово (название зверя) в ладошку соседу. Вы готовы рассказывать Незнайке о диких животных?

Пальчиковая гимнастика расскажет Незнайке, что дикие звери делают зимой.

Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою круглый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.

На мольберте изображения зверей, дети поочередно соединяют большой палец со всеми остальными, проговаривая слова, а педагог показывает зверей.

– Скоро зима и зверям пора пробираться к своему жилью.
А путь к жилью укажут стрелки, будьте внимательны. Дети двигаются в заданном  стрелками – указателями направлении и находят игру.

Игра «Кто, где живет?»

– Дети, найдите, пожалуйста, вторую часть картинки, чтобы мы могли узнать, где живут дикие животные.
Дети работают в парах, ищут подходящую картинку из настольно – печатной игры «Дикие животные», чтобы рассказать, где живут дикие животные. Например: зверь – волк, жилье – логово (картинки – пазлы). Побуждать детей при ответе употреблять предлог «в».
Например: Лиса живет в норе. В дупле живет белка.
Приглашаю детей пройти к карточкам расположенным в кругу на полу.
– Присаживайтесь напротив карточек.

Игра «Мама и детеныш»

– У каждой мамы есть детеныши. Переверните карточку, найдите и правильно  назовите у мамы детенышей.
Например: У медведицы – медвежата.

Игра « Угадай, чей хвост»

На мольберте полузакрытые карточки животных.
Дети угадывают и называют хвост зверя, а педагог при правильном ответе открывает карточку.
Например: Это лисий хвост.

Дидактическое упражнение «Дорисуй» (по точкам)

– Проходите за столы, берите простой карандаш и дорисуйте по точкам изображение белочки (Приложение 2, Рисунок 8).  Для тех детей, кто быстро справился с предыдущим заданием, предложить выполнить штриховку (галочкой) ежика.

– Дети сегодня мы с вами в игре «Договори словечко» будем договаривать только слова по теме «Дикие звери». Будьте внимательны, чтобы не ошибиться.

Педагог начинает говорить первый слог, ребенок продолжает, договаривая второй слог.
Бел-ка, берло-га,  дуп-ло, лого-во, детены-ши, прыга-ет, бега-ет, ры-жая,  мед-ведь, мор-да, брю-хо, клы-ки, зве-ри, ла-пы, лов-кая, у-ши.

Игра «Закончи предложение»

  • У ежихи короткие уши, а зайца длинные.
  • У белки длинный хвост, а у медведя короткий.
  • У белки короткие ноги, а у волка длинные.
  • У лисы длинный хвост, а у медведя…

Подведение итогов

– Как вы думаете, вам удалось рассказать для Незнайки о диких зверях?
– Какая игра вам понравилась больше всего?
– Что вам было трудно делать?

Обращаю внимание детей на то, что у них очень хорошо получилось, над чем необходимо еще поработать.

– Вы постарались, и нам удалось очень многое рассказать о диких зверях. Теперь можно писать письмо Незнайке.