На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Для создания творческой обстановки в классе я использую следующие приемы:
- фоновая музыка: используется музыка без слов как отечественных так и зарубежных авторов, музыка природы, музыка для релаксации;
- соревновательный момент: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость. Одно и то же задание применяю при изучении разных тем в разных параллелях. Например, карточку с изображением множества геометрических фигур использую при закреплении знаний по темам: графические операторы языка программирования, растровые графические редакторы, векторные графические редакторы;
- разноуровневые задания;
- физкультминутки (для глаз, общие): использую готовые презентации из сети Интернет.
В процессе развития творческих способностей у
учащихся среднего и старшего звена была выделена
группа учеников, которые выполняют задания
быстрее и качественнее остальных, всегда
подходят к выполнению заданий творчески, с
интересом. Все учащиеся группы прошли
тестирование по методике Айзенка. Данная
методика представляет собой два субтеста
числовой и словесный. На прохождение теста
суммарно отводится 1,5 часа.
Проведение диагностического исследования среди
учащихся, отобранных в ходе наблюдения, показало,
что низкий уровень словесно-логического
мышления имеют 0 человек из 11, средний – 7
учащихся и высокий – 4 человека.
По результатам диагностического исследования
было выделено 4 учащихся, с которыми было принято
работать по индивидуальной для каждого
траектории. Данных учащихся можно отнести к
группе одаренных детей.
Рисунок 1
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют шесть основных типов одаренности:
- Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
- Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
- Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
- Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
- Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
- Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Основные цели работы с одаренными детьми:
- Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся (развитие чувства гражданина)
При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными детьми:
- объединения дополнительного образования
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
- факультативы
- заочные, очно-заочные, дистанционные школы
- конкурсы и конференции
- участие в олимпиадах
- спецкурсы
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов
Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:
|
|
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
- по содержанию задания
- по форме организации работы на уроке
- по способу педагогической поддержки
- по способу восприятия информации
Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая – имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.
При изучении темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование», выполняя практическое задание с использованием графических операторов, возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями разного уровня сложности. Пример карточек приведен на рисунке 2.
Рисунок 2
Проблемное обучение — система
методов и средств обучения, основой которого
выступает моделирование реального творческого
процесса за счет создания проблемной ситуации и
управления поиском решения проблемы. Усвоения
новых знаний при этом происходит как
самостоятельное открытие их учащимися с помощью
учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не
мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся
знания, но достаточными для самостоятельного
анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Обработка текстовой
информации» учащиеся не получают от учителя
инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись
с проблемой набора текста, содержащего римские
цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти
выход из проблемной ситуации. Учитель не
оказывает поддержки в решении данной проблемы.
Проектная деятельность – это способ
достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или
иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит
в предоставлении учащимся возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем,
требующего интеграции знаний из различных
предметных областей. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта
технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Возможен следующий вариант реализации
проектной деятельности на уроках информатики.
В начале полугодия учитель вывешивает на стенде
в классе и на сайте школы перечень тем для
персональных проектов. Каждый учащийся должен
выбрать тему для самостоятельного изучения и по
окончании полугодия представить персональный
проект к защите. В него должны входить: реферат,
плакат или буклет, презентация,
контрольно-измерительные материалы по теме
исследования.
Примерный перечень тем для 10-11-х классов может выглядеть так:
- Смешанные системы счисления
- Методы сжатия цифровой информации
- Булевы функции
- Полные системы булевых функций
- Машина Тьюринга
- Машина Поста
- Способы описания линий на плоскости
- Решение систем логических уравнений
- Системы счисления и архитектура компьютеров
- Задачи компьютерной графики на взаимное расположение точек и фигур
- Леонардо Фибоначчи
- Чарльз Беббидж
- Конрад Цузе
Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются активными участниками и призерами смотров, конкурсов, конференций, фестивалей.
Данные за последние три года работы представлены в таблице:
Год | Всего обучающихся | Количество участников научных конференций, смотров, конкурсов, фестивалей | Доля участников научных конференций смотров, конкурсов, фестивалей | Количество победителей научных конференций смотров, конкурсов, фестивалей |
2008 – 2009 | 418 | 6 | 1,43% | 5 |
2009 – 2010 | 430 | 25 | 5,81% | 8 |
2010 – 2011 | 418 | 50 | 11,9% | 14 |
Список использованной литературы:
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
- Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
- Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
- Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.