Урок русского языка "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Триединая дидактическая цель урока:

  • Обучающая: учить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, развивать орфографическое «чутьё».
  • Развивающая: активизировать познавательную деятельность через решение проблемных ситуаций, развивать внимание, речь, культуру речи.
  • Воспитательная: создавать атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися,  стимулирование активного творческого труда.

ХОД УРОКА

–  Начнём наш урок русского языка. А эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Алексея Николаевича Толстого. Послушайте их внимательно и ответьте на вопрос: Как вы понимаете смысл этих строк?

«Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»

– Мы должны учиться правильно, грамотно выражать свои мысли, чтобы наша речь была понятна другим людям. Итак, начнём наш урок.

1. Актуализация знаний

– Догадайтесь, о какой части речи мы будем сегодня говорить, если она имеет вот такие окончания?
-ешь, -ишь
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголах настоящего и будущего времени.
– Что нам могут рассказать эти окончания о глаголах?
– Вы сказали, что глаголы стоят во 2 лице. А почему тогда окончания разные?
– Перечислите личные окончания глаголов 1 спряжения; 2 спряжения.
– Умеем ли мы выбирать нужное личное окончание?

2. Постановка проблемы

– Прочитаем глаголы. В каком времени стоят эти глаголы?

Нес...шь, уч…шь, прыга…шь, говор…шь, зна…шь.

– Запишем глаголы в два столбика. В первый столбик – глаголы, в которых нет сомнений в написании окончания, и вставьте окончания. А во второй столбик – глаголы, в которых написание окончаний вызывает сомнение, мы «не доверяем этим окончаниям».
Проверка.

несёшь (1 спр.)
говоришь (2 спр.)

– Почему в этих глаголах нет сомнений в написании личного окончания?
– Определим спряжение.
– Прочитаем второй столбик.

уч…шь
прыга…м
зна…шь

– Почему окончания в этих глаголах вызывают сомнение?
– Какая орфограмма в этих словах?
– Как вы думаете, что нам надо знать об этих глаголах, чтобы правильно написать личное окончание?

– А можем ли мы определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием?
– Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Цель нашего урока сегодня такова:

  • Будем учиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
  • Учиться писать безударные личные окончания.

3. Открытие знаний

– Прочитаем словосочетания.

краснеем от стыда
чистишь куртку
полешь грядки
думает над задачей
лечит болезни

– Какие это словосочетания? Почему?
– Тип связи словосочетаний?
– Назовём глаголы.
– Какие окончания у этих глаголов?
– А можем ли у них определить спряжение?
– Выпишем из этих словосочетаний глаголы 1 спр. в первый столбик, а глаголы 2 спр. во второй столбик.

думает                         чистишь
полешь                         лечит                       (делаем всем классом)
краснеем

– Какая форма глагола является начальной? Как по-другому она называется?
– На какие вопросы отвечает?
– Поставим глаголы в неопределённую форму.

 думать                               чистить
полоть                               лечить
краснеть

– Спряжение – это постоянный признак?
– Значит неопределённая форма, какого спряжения?
– Какого спряжения будут глаголы?
– Посмотрите внимательно, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы первого спряжения, второго спряжения.
– Что вы заметили?
– Глаголы 1 спр. могут оканчиваться и на –ять, -уть, -ыть.
– Неопределённая форма подсказывает какого спряжения глагол?
– Как по неопределённой форме определить спряжение глагола?
– У каких глаголов мы будем определять спряжение по неопределённой форме?
– Проверим, верно, ли мы предположили. Откроем учебники на стр.
– Правильно ли мы предположили?
– Как определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием?
– Составим алгоритм нашего действия, если встречается глагол с безударным личным окончанием.

1. Услышать глагол с безударным личным окончанием и записать с «окошком».
2. Поставить глагол в неопределённую форму.
3. Посмотреть, на что оканчивается, и определить спряжение.
      на -ить – 2 спряжение
      не на  -ить – 1 спряжение
4. Написать окончание.

– Если глагол первого спряжения, какую букву гласного звука вы будете писать?
– А если второго?
– Мы составили алгоритм, проговорим его друг другу.
– Посмотрите на наш алгоритм, какой пункт для нас новый?
– Я произношу слово, а вы определяете спряжение, если первое спряжение – хлопаете один раз, если 2 спр. – два раза.

Рисовать, читать, лепить, чертить, писать, решать, чинить, колоть.

4. Первичное закрепление

– Возьмём листок №2.
– Какая орфограмма в этих словах?
– Что будем делать?

Мечта…шь
Пил…шь
Корм…т
Окружа…м

– Как мы определяем спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?
– Теперь можем вставить буквы во втором столбике? (Вставляем буквы во 2 столбике)

– Прыгаем, что означает этот глагол?
– Кто может совершать это действие?
– А в каком значении использует этот глагол Н. Сладков. Прочитаем.

На берёзках с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Смотришь на эту красоту и любуешься.

– В каком значении использует этот глагол Н. Сладков.
– Зачем автор использует этот приём?
– Попробуем заменить это слово словом «падает».
– Какой вариант более удачен?
– Какие ещё выражения помогают лучше представить картину?

как со ступеньки на ступеньку
озорные  (нарушающий правила)

– Кого мы можем так назвать? В каком значении?
– Найдём глаголы и докажем правописание безударных личных окончаний.
– Всё ли мы знаем о правописании безударных личных окончаний?
– На следующем уроке мы узнаем ещё одну тайну русского языка.

5. Рефлексия

– Какова была цель нашего урока?
– Как определить спряжение у глагола с безударным личным окончанием?
– Оценим свою работу:

  • кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялся, поставьте  +  первому человечку;
  • если затруднялись, поставьте + второму человечку;
  • кому было очень трудно, поставьте + третьему человечку.