Триединая дидактическая цель урока:
- Обучающая: учить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, развивать орфографическое «чутьё».
- Развивающая: активизировать познавательную деятельность через решение проблемных ситуаций, развивать внимание, речь, культуру речи.
- Воспитательная: создавать атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
ХОД УРОКА
– Начнём наш урок русского языка. А эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Алексея Николаевича Толстого. Послушайте их внимательно и ответьте на вопрос: Как вы понимаете смысл этих строк?
«Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»
– Мы должны учиться правильно, грамотно выражать свои мысли, чтобы наша речь была понятна другим людям. Итак, начнём наш урок.
1. Актуализация знаний
– Догадайтесь, о какой части речи мы будем
сегодня говорить, если она имеет вот такие
окончания?
-ешь, -ишь
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о
глаголах настоящего и будущего времени.
– Что нам могут рассказать эти окончания о
глаголах?
– Вы сказали, что глаголы стоят во 2 лице. А почему
тогда окончания разные?
– Перечислите личные окончания глаголов 1
спряжения; 2 спряжения.
– Умеем ли мы выбирать нужное личное окончание?
2. Постановка проблемы
– Прочитаем глаголы. В каком времени стоят эти глаголы?
Нес...шь, уч…шь, прыга…шь, говор…шь, зна…шь.
– Запишем глаголы в два столбика. В первый
столбик – глаголы, в которых нет сомнений в
написании окончания, и вставьте окончания. А во
второй столбик – глаголы, в которых написание
окончаний вызывает сомнение, мы «не доверяем
этим окончаниям».
Проверка.
несёшь (1 спр.)
говоришь (2 спр.)
– Почему в этих глаголах нет сомнений в
написании личного окончания?
– Определим спряжение.
– Прочитаем второй столбик.
уч…шь
прыга…м
зна…шь
– Почему окончания в этих глаголах вызывают
сомнение?
– Какая орфограмма в этих словах?
– Как вы думаете, что нам надо знать об этих
глаголах, чтобы правильно написать личное
окончание?
– А можем ли мы определить спряжение у глагола
с безударным личным окончанием?
– Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Цель нашего урока сегодня такова:
- Будем учиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
- Учиться писать безударные личные окончания.
3. Открытие знаний
– Прочитаем словосочетания.
краснеем от стыда
чистишь куртку
полешь грядки
думает над задачей
лечит болезни
– Какие это словосочетания? Почему?
– Тип связи словосочетаний?
– Назовём глаголы.
– Какие окончания у этих глаголов?
– А можем ли у них определить спряжение?
– Выпишем из этих словосочетаний глаголы 1 спр. в
первый столбик, а глаголы 2 спр. во второй столбик.
думает чистишь
полешь лечит (делаем всем классом)
краснеем
– Какая форма глагола является начальной? Как
по-другому она называется?
– На какие вопросы отвечает?
– Поставим глаголы в неопределённую форму.
думать чистить
полоть лечить
краснеть
– Спряжение – это постоянный признак?
– Значит неопределённая форма, какого спряжения?
– Какого спряжения будут глаголы?
– Посмотрите внимательно, на что оканчиваются
глаголы неопределённой формы первого спряжения,
второго спряжения.
– Что вы заметили?
– Глаголы 1 спр. могут оканчиваться и на –ять,
-уть, -ыть.
– Неопределённая форма подсказывает какого
спряжения глагол?
– Как по неопределённой форме определить
спряжение глагола?
– У каких глаголов мы будем определять спряжение
по неопределённой форме?
– Проверим, верно, ли мы предположили. Откроем
учебники на стр.
– Правильно ли мы предположили?
– Как определить спряжение у глагола с
безударным личным окончанием?
– Составим алгоритм нашего действия, если
встречается глагол с безударным личным
окончанием.
1. Услышать глагол с безударным личным
окончанием и записать с «окошком».
2. Поставить глагол в неопределённую форму.
3. Посмотреть, на что оканчивается, и определить
спряжение.
на -ить – 2
спряжение
не на -ить –
1 спряжение
4. Написать окончание.
– Если глагол первого спряжения, какую букву
гласного звука вы будете писать?
– А если второго?
– Мы составили алгоритм, проговорим его друг
другу.
– Посмотрите на наш алгоритм, какой пункт для нас
новый?
– Я произношу слово, а вы определяете спряжение,
если первое спряжение – хлопаете один раз, если 2
спр. – два раза.
Рисовать, читать, лепить, чертить, писать, решать, чинить, колоть.
4. Первичное закрепление
– Возьмём листок №2.
– Какая орфограмма в этих словах?
– Что будем делать?
Мечта…шь
Пил…шь
Корм…т
Окружа…м
– Как мы определяем спряжение у глаголов с
безударным личным окончанием?
– Теперь можем вставить буквы во втором
столбике? (Вставляем буквы во 2 столбике)
– Прыгаем, что означает этот глагол?
– Кто может совершать это действие?
– А в каком значении использует этот глагол Н.
Сладков. Прочитаем.
На берёзках с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Смотришь на эту красоту и любуешься.
– В каком значении использует этот глагол Н.
Сладков.
– Зачем автор использует этот приём?
– Попробуем заменить это слово словом «падает».
– Какой вариант более удачен?
– Какие ещё выражения помогают лучше
представить картину?
как со ступеньки на ступеньку
озорные (нарушающий правила)
– Кого мы можем так назвать? В каком значении?
– Найдём глаголы и докажем правописание
безударных личных окончаний.
– Всё ли мы знаем о правописании безударных
личных окончаний?
– На следующем уроке мы узнаем ещё одну тайну
русского языка.
5. Рефлексия
– Какова была цель нашего урока?
– Как определить спряжение у глагола с
безударным личным окончанием?
– Оценим свою работу:
- кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялся, поставьте + первому человечку;
- если затруднялись, поставьте + второму человечку;
- кому было очень трудно, поставьте + третьему человечку.