Математический ринг "В страну знаний"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель игры: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Программные задачи.

  • Приобщать детей к активной умственной деятельности.
  •  Повторить счет количественный, обратный, порядковый в пределах 10, упражнять в расчете на первый, второй, третий.
  • Закрепить состав числа из 2 меньших чисел в игре « Засели числами домик». Закреплять и расширять пространственные представления в игре «Найди, где спрятались цифры», закрепить знания детей о цифрах и геометрических фигурах.
  • Совершенствовать умения детей выкладывать цифры из счетных палочек и другого материала (семечки арбузные и т.д.).
  • Закрепить умения детей анализировать способ расположения частей, составлять силуэт животного из геометрических фигур, ориентируясь на образец.
  • Развивать умения разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции.
  • Развивать зрительное внимания.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой, умения внимательно выслушивать задания, самостоятельно выполнять его.

Материал к занятию: веер из цифр, мяч, подносы с цифрами, карточки с цифрами, игра «Где спрятались цифры» и «Каких цифр не хватает» Монгольская игра, счетные палочки, арбузные, тыквенные семечки, карточки для игры. «Засели домик числами»; 6 обручей (2 красных, 2 желтых, 2 синих), флажки красные, синие. Карточки-символы, медали, бейджики с названием команды. Грамзаписи песен: «Дважды два четыре» и «Чему учат в школе».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Заходит Карлсон).

I. Диалог с Карлсоном

– Добрый день, дорогие гости. Мы рады вас приветствовать. Сегодня у нас математический ринг. Наш праздник – это праздник ума, смекалки, находчивости, соревнования и взаимопомощи. Здесь на математическом ринге встретятся 2 команды. Команда «Умников» и команда «Знатоков» (говорят дети). Мы с вами команды не соперников, а друзей которые очень любят друг друга и помогают друг другу во всем. Наши соревнования игра, и повод, чтобы всем вместе интересно и весело провести время! В нашем соревновании есть еще один важный участник - это группа моральной поддержки. Это наши болельщики – уважаемые зрители. В каждом соревновании нужны жюри. За судейский столик приглащаются... Уважаемые судьи, вы должны поощрять смекалку, сообразительность, оценивать юмор, находчивость. Каждый конкурс оцениваются по 5 бальной системе. Красный флажок – 5 баллов, синий флажок – 4 балла. Команды готовы. Мы начинаем.

I. Разминка

Команда «Умников»

1. У бабушки Даши
Внучка Маша
Кот Пушок,
Собака Дружок
Сколько у бабушки внуков? (1)

2. Сколько ушей у 3 мышей? (6)

3. Сколько концов у двух палок? (4)

4. Сколько орехов в пустом стакане?

5. Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается
Трое в саночках сидят
Один дожидается? (Четверо)

6. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 2 мешка, на каждом мешке сидело по 2 кошки, каждая кошка имела 2 котят. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги. У кошки лапы)

7. Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру? (Нисколько).

8. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой).

 Команда « Знатоков»

1. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько столовых приборов он должен поставить? (Ни одного звери зимой спят, и они не едят из столовых приборов).

2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

3. Сколько носов у 3 китов? (3)

4. У колечка, у кольца
Нет начала и конца
Знают все друзья вокруг
У колечка форма. (Круг)

5. Сколько жирафов в Черном море? (Ни одного)

6. Наступил февраль. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько цветов распустилось? (Ни одного)

7. У пяти братьев по одной сестре. Сколько всего в семье детей? (6).

8. Три ослика несли груз на спине, первый килограмм сахара, второй килограмм железа, третий килограмм ваты. Переходя речку, они искупались с грузом на спине. Выбрались на другой берег. Первый побежал, второй пошел, третий поплелся. Почему? (У первого сахар растаял, поэтому он побежал, второй пошел т.к., вес железа не изменился, а третьего вата намокла и стала тяжелой).

– Спасибо, молодцы! Мне очень понравилось. Судьям, наверное, трудно оценивать разминку, и поэтому ее продолжим.

Вот так цифры!
Вот так чудо –
Перепутались повсюду
Ты подумай посмотри
И на место их верни.

Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения (маршировать, танцевать), а когда музыка закончится надо встать по порядку (от мольберта).

II. Задания каждой команде

1) Посчитайтесь порядковым счетом.
2) Посчитайтесь обратным счетом.
3) Рассчитайтесь на 1, 2, 3.
4) Хлопнуть в ладоши 5 раз.
2-6 раз подпрыгнуть.
1-4 раза присесть.
5) Которым по счету стоит Булат и т.д?
6) Кто перед Наташей, за Алиной, между?

Слово предоставляется жюри.

III. «Этот художник – ужасный чудак»

1. Игра «Цифры спрятались»

Карлсон предлагает помочь ему найти цифры, которые спрятались в рисунке.

Этот художник – ужасный чудак.
Картины всю жизнь он рисует. Но как!
Мы ждем от вас поскорее ответа.
Из цифр каких создал мастер портреты.

2. Игра. Угадайте цифры

Каких цифр не хватает на этом рисунке? (от 1 до 10).

3. Игра «Сколько»

  • Солнышек на небе?
  • Огоньков у светофора?
  • Колес у машин?
  • Глаз у совы?
  • Пальцев у перчатки?
  • Цветов у радуги?
  • Времен года?
  • Месяцев в году?
  • Членов твоей семьи?
  • Друзей?

Слово предоставляется жюри.

IV. «Сложи фигуру из частей» – монгольская игра.

Я знаю, что вы любите играть с геометрическими фигурами. Для каждой команды будет своя карточка с изображением силуэта животного. Его надо будет составить из частей, она состоит? Из каких фигур составлена каждая часть, какого они размера, и как расположены? (Дети собирают за столами из геометр, фигур силуэт верблюда и жирафа). Опрашиваю детей, из каких геометрических фигур состоит шея, ноги, голова и т.д. Жюри подводит итог конкурса.

V. Конкурс «Литературный»

1. Стихи о цифрах

– Когда мы с вами знакомились с цифрами, о каждой из них мы учили стихотворения. Эти стихи вы все хорошо знаете, но сейчас ко мне из каждой команды выйдут по 3 человека из каждой команды, возьмут ту цифру о которой они хотят рассказать стихотворении.

2. – Наши ребята не только знают стихи о цифрах, но и могут их выложить из ,
различного материала. Ребята, садимся за стол, и слушаем следующие задание. Перед вами на столах счетные палочки, арбузные семечки, тыквенные семечки, и др. материал. Вот сейчас вы должны выложить любую цифру из предоставленного вам материала.

(Дети за столами выкладывают цифры).

– Сколько тебе потребовалось палочек, чтобы выложить цифру 3 и т.д.

Жюри подводит итог конкурса.

VI. Игры

«Назови соседей числа»

Я буду показывать цифры, а вы будете называть соседей числа. (С веером).

– Я буду называть числа, а тот, кому я брошу мяч, будет считать от этого числа прямым или обратным счетом. Число, которое я назову, повторять нельзя. «Считай прямым счетом от числа 3, считай обратным счетом от числа 9» и т.д.

– А сейчас команды постройтесь в 2 шеренги от мольберта.
Сейчас одна из команд по очереди будет загадывать цифры, рисуя ее пальчиком спине у своих соперников. Потом наоборот. Дети рисуют пальчиком на спине.

Жюри подводит итог конкурса.

VI. «Засели домики числами»

Дома необычные, у каждого домика есть число – номер. На каждом этаже живут соседи числа, которые в сумме дают число – номер. Вам нужно внимательно посмотреть, подумать и заселить домики числами. Из каких 2 меньших чисел можно составить число 5 или 8.

VII. Игра «три обруча» (Логические Блоки Дьенеша).

– Сегодня у нас в гостях Карлсон, а он ребята, что больше всего любит. Пирожное. Обручи, это у нас будут тарелки, а геометрические фигуры, это у нас будут пирожные.
Нужно разложить так, чтобы на красной тарелке все красные, на синей все круглые, на желтой все большие.

Для каждой команды задание разное.

– Все пирожные разложили правильно. Вот и подошла к концу наша
математическая игра. Сейчас узнаем счет, но кто бы ни победил в этой игре, мы
можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка, находчивость.

Слово предоставляется жюри. Жюри награждает детей медалями и Карлсона тоже. Дают детям напутственные слова, так как они в этом году уходят в школу. Карлсон уходит, прощаясь с детьми.

Стихи о цифрах

1. Начинаем представленья
Детворе на удивленья!
Познакомимся друзья:
Единица – это я,
Я умею делать стойку,
По канату я хожу.
За собою цифру двойку
На веревочке вожу.

2. А вот, это цифра два.
Полюбуйся какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

3. Три больших, апельсина
Я нашла в своей корзине
Трех минут не пролетело
Апельсины все я съела.

4. Четыре – вот моя семья
Мама, папа, брат и я,
Вчетвером живем не тужим
И все вместе очень дружим.

5. «Пять я в школе получаю»
Маму я не огорчаю
Хвалит бабушка меня
«Ты отличница моя»!

6. Цифра шесть дверной замочек
Сверху крюк, внизу кружочек.
Эта цифра – акробатка
То шестерка, то девятка.

7.  Цифра семь известна всем.
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Сереже
Стал умнее он и строже

8. Тройка в зеркало смотрелась
Все вертелась и вертелась,
Любовалась, любовалась
Носом к зеркалу прижалась,
Посмотреть скорее просим –
Перед вами цифра восемь.

9. Цифра шесть, как обезьянка,
Кувыркалась спозаранку,
Что за чудо приключилось –
Цифра девять получилась.

10. Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица
Сделав десять из него