Система образования должна развиваться как открытая государственно-общественная система на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. [Программа “Модернизация российского образования”, раздел 1.4]
Для расширения общественного участия в управлении школы существует Совет школы, состоящий из представителей родителей, учителей и учащихся, выбираемых общим голосованием на соответствующих собраниях. Ведущая идея системы – установление партнёрских отношений, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Одним из приоритетных направлений является участие общественности в учебно-воспитательном процессе через совместную творческую деятельность, помощь в решении проблемы воздействия на семьи социального риска, их вовлечённость в “жизнь других”.
Приоритеты в учебно-воспитательном процессе: интеллектуальность, нравственность, творчество, здоровье, безопасность.
Целью совместной работы семьи и школы являются: способы повышения качества образования и воспитания, достижение высокого уровня подготовки учащихся через реализацию совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся.
В достижении цели реализуются следующие задачи:
- создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности;
- способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускника;
- организовать совместную деятельность в решении важнейших вопросов учебно-воспитательного процесса;
- обеспечить безопасность школы, сохранять и укреплять здоровье учащихся;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.
Формы участия родителей в управлении образовательного учреждения различны: инвесторы и спонсоры; социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг, эксперты качества образования; защитники прав и интересов ребёнка.
Родительская общественность и образовательное учреждение решают следующие вопросы: встречи с Администрацией ОУ, психолого-педагогическое просвещение родителей.
В работе принимают участие: родители, учащиеся, учителя, администрация. Особое значение отводится духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Приоритетом учебно-воспитательной системы является воспитание духовно-нравственных ценностей. Идеи построения учебно-воспитательной системы ориентированы на формирование духовных ценностей. Главными целями является: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности учащегося; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся; воспитание потребности к нравственному саморазвитию и самоактуализации. Этому способствуют следующие мероприятия:
- организация лектория для родителей по вопросам нравственного воспитания;
- освоение новых технологий в работе с родителями;
- активизация работы Совета школы по воспитанию нравственных ценностей;
- создание сайта школы;
- обобщение опыта работы с родителями;
- организация “круглого стола” по проблемам нравственного образования с участием родителей;
- систематизация и обобщение опыта работы школы по взаимодействию с семьёй, комиссия по работе с общественностью при Нагорно-Ивановской Администрации сельского поселения;
- публикация материалов в местной прессе “Глубинка” и муниципальной “Тарское Прииртышье”;
- выступление на муниципальном марафоне по проблемам духовно-нравственного воспитания;
- подготовка публикаций, статей на региональный конкурс “Открытый урок”;
- творческий отчёт по итогам работы за учебный год (собрание-концерт).
Совместная работа учащихся, родителей, педагогов приведёт к улучшению качества учебно-воспитательного процесса, охраны здоровья, питания и отдыха детей.
Активные участники:
Дорошков О.П. председатель Совета школы,
Аненков В.В. участковый инспектор,
Ускова Е.П., Дорошков А.Н.,
Ишуткин И.В., Измайлова Т.В.,
Усков Сергей, Скуратова Надежда учащиеся 11 класса.
Совет школы взаимодействует с высшим органом Нагорно-Ивановского поселения – с комиссией по работе с общественностью. Рассматриваются вопросы различного характера.
Большое значение уделяется работе школы с социумом; выбранные поиски инновационных технологий успешно реализуются в учебно-воспитательном процессе.
С 2010-2011 учебного года Совет школы работает по теме: “Духовно-нравственное воспитание”. Приоритетом учебно-воспитательной системы является воспитание духовно-нравственных ценностей. Идеи построения учебно-воспитательной системы ориентированы на формирование духовных ценностей. Главными целями является: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности учащегося; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся; воспитание потребности к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
2010-2011 учебный год
- организация лектория для родителей по вопросам нравственного воспитания;
- освоение новых технологий в работе с родителями;
- активизация работы Совета школы по воспитанию нравственных ценностей;
- создание сайта школы.
2011-2012 учебный год
- обобщение опыта работы с родителями;
- организация “круглого стола” по проблемам нравственного образования с участием родителей;
- систематизация и обобщение опыта работы школы по взаимодействию с семьёй, комиссия по работе с общественностью при Нагорно-Ивановской Администрации сельского поселения;
- публикация материалов в местной прессе “Глубинка” и муниципальной “Тарское Прииртышье”.
2012-2013 учебный год
- выступление на муниципальном марафоне по проблемам духовно-нравственного воспитания;
- подготовка публикаций, статей на региональный конкурс “Открытый урок”;
- творческий отчёт по итогам работы за учебный год (собрание-концерт).
Обобщение опыта:
- 27 октября 2010 года – Ярмарка инноваций (ЦОИ). Выступление “Исследовательская работа учащихся через привитие любви к малой родине”. (Совместная работа школы и социума, Всероссийский уровень).
- 2010 год – сертификат участника конкурса муниципальных проектов Управляющих советов, Советов школ, родительских комитетов “Роль общественности в практическом управлении образованием”.
- Участники семинара: “Создание модели эффективной системы управления образовательным учреждением через Управляющий совет и социум школы”.
- Март 2011 года – “Духовно-нравственное воспитание учащихся” (региональный уровень).
- Март 2011 года – Региональная конференция с международным участием “Семья и школа – единый образовательный центр”.
- Заметки в газетах “Тарское Прииртышье”, “Глубинка”.
- Мастер-класс на районном семинаре по теме: “Информационная открытость Управляющего совета, Совета школы, качество взаимодействия с органами самоуправления общеобразовательного учреждения, местным сообществом”.
- Круглый стол “Критерии оценки механизма реализации принципа государственно-общественного управления образовательным учреждением”.
- Победители районного конкурса на лучший опыт деятельности Управляющих советов, Советов школ “Информационная открытость управляющего совета, совета школы, качество взаимодействия с органами самоуправления общеобразовательного учреждения, местным сообществом”.
Вывод: участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования и воспитания в целом, но и расширяет состав участников образовательного процесса, даёт положительный результат, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышается самооценка учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.