Программное содержание:
- формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;
- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;
- показать зависимость всего живого от растительного мира;
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
- воспитывать интерес к растениям.
Предварительная работа:
- чтение литературы о лесе;
- наблюдения на прогулках;
- разгадывание загадок о травах, деревьях;
- рассматривание иллюстраций о растительном мире.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- модель дерева;
- изображения деревьев в зимнее время;
- листья березы, тополя, дуба, рябины;
- иллюстрации деревьев;
- изображения лекарственных трав;
- разрезные картинки.
Словарная работа:
- растительный покров, живые существа.
Методические приемы:
- игры экологического характера;
- вопросы поискового характера.
Ход занятия
Слайд №2
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла телеграмма. Сейчас мы ее прочтем:
“Я хочу вас пригласить на поляне погостить.
Собирайтесь скорее в необычный поход
Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.
Здесь найдете вы меня,
В добрый путь, смелей друзья”!
Воспитатель: На такое приглашенье нам нельзя ответить нет. Да чтобы в лес попасть, нужно отгадать его тайны. В путь, ребята! И мы узнаем, кто прислал эту телеграмму.
Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Слайд №3 (появляется картинка леса)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. А вот и тайны, которые мы должны отгадать.
Тайна 1. Главные жители моего леса-это деревья, самые большие растения.
Что такое дерево? Как оно живет?
Кто все части дерева верно назовет.
Игра “Части дерева”
(Дети выкладывают части дерева)
1 ребенок. Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.
2 ребенок. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.
3 ребенок. На ветках есть листья, цветы, плоды.
4 ребенок. Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.
5 ребенок. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
6 ребенок. Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.
Тайна 2. Назовите что это за деревья.
Игра “С какого дерева листок”
Воспитатель: Подберите к этим деревьям их листья.
Физкультминутка. “Сон совы”
В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них)
В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них)
Ветер листьями играет (движенья рук из стороны в стороны, провожая взглядом)
А сова спокойно спит (глаза закрыть)
Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты - “вытаращены”)
Вот бы не кончался он (глаза сильно зажмурить, палец поставить к носу, качать головой из стороны в стороны).
Тайна 3. Наша сова увидела во сне деревья. Но явились они ей в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове?
Слайд 4-7 (На экране появляются силуэты деревьев).
Слайд 8
Тайна 4.
Друг за другом вы поспевали,
Деревья правильно одевали.
А сейчас хочу узнать
Что растет в родном краю.
Если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши, если нет - то молчок.
Слайд №9–36.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин, слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча!
Слайд №37
Тайна 5. Это тайна посвящается травам. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава,
Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, чем полезна эта трава.
Слайд 38 Тысячелистник - улучшает аппетит.
Слайд 39 Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.
Слайд 40 Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы.
Слайд 41 Ромашка - если горло заболит.
Слайд 42 Душица - при простуде.
Слайд 43 Зверобой - если обожгли ноги.
Слайд 44 Мать-и-мачеха - при ангине.
Слайд 45 Чистотел - пятна на коже.
Слайд 46 Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Вторая часть этой тайны: Как про лекарственные растения можете сказать? Как можно их достоинство охарактеризовать!
Это травы жизни
Растения целители
Живая сила
Растения, дарящие бодрость
Кладовая витаминов
Творения природы
Удивительные помощники здоровья.
Тайна 6.
Слайд №47 Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков из разрезных картинок и назвать что они означают.
Игра “Собери запрещающий знак”
- В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
- Нельзя срывать растения с корнем.
- Есть редкие растения, занесенные в Красную книгу, их срывать совсем нельзя.
- Нельзя рубить деревья.
- Не ломай ветки деревьев.
- Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут растения.
Входит Лесная Фея:
Здравствуйте мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях.
Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа.
Психогимнастика
Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое. Откройте глаза.
Ведущая: Спасибо вам за приглашение. Нам пора возвращаться.
Фея: До новых встреч, друзья природы. (Уходит)
Ведущая:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Слайд 48
Ведущая: Вот мы снова в детском саду.
- Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали?
- Растения выделяют кислород, который нужен всем нам и чтобы этот кислород не закончился нужно беречь растения.