Урок окружающего мира по теме "Охрана животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи урока:

Образовательная:

  • выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные мероприятия;

Развивающая:

  • обеспечить развитие критического мышления посредствам интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать такие базовые качества личности, как рефлексивность и самостоятельность;
  • формировать культуру осмысленного чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Воспитывающая:

  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование у учителя: выставка книг об охране природы, компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации (Приложение 1), аудиозапись с песней А. Пахмутовой “Беловежская Пуща” (Приложение 2).

Оборудование у учащихся: карточки с текстами, рабочая тетрадь, ножницы, клей.

Ход урока

I. Вызов:

А) - Разгадайте кроссворд .О каких животных идет речь? Слайд 2

1. Есть на речках лесорубы в серебристо – бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры). Слайд 3

2. Свирепый, громадный, лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь. (Зубр) Слайд 4

На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый как грелка. Кто же это? (Белка) Слайд 5

Шланг пожарный вместо носа, всех зверей сильнее он. Это, кто ребята спросят и ответят сами (слон). Слайд 6

Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками – бивнями. (Морж) Слайд 7

Через море – океан плывет чудо- океан. Пряча ус во рту, растянулся на версту. (Кит) Слайд 8

В двух – трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль) Слайд 9

Очень ценный пушной зверек был на грани уничтожения. (Соболь) Слайд 10

Владыка Арктики. (Белый медведь) Слайд 11

-Какое ключевое слово получилось? Определите тему урока. (Охрана животных)

- Не правда ли прекрасны творения природы, ими б только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа. Если бы не тягостное обстоятельство – всем им угрожает опасность – исчезновение с лица Земли. Слайд 11

-Давайте определим: почему одних животных становится меньше, а другие совсем исчезают?

Б) Построение кластера:

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни.

Чтобы этого не произошло, мы должны участвовать в охране природы. О каких природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране и в мире, вы знаете?

- Элементы охраны природы существовали в России еще в глубокой древности. Наши предки очень бережно относились к огромным деревьям, необычным камням и источникам с чистой водой. Они объявляли эти достопримечательности священными и охраняли их. В Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры и зубры. Они строго охранялись от массовых посещений и охоты. Первым законом об охране лесов считают грамоту великого князя Ивана III. В 17 веке был запрещен лов бобров капканами. Император Петр 1 подписал указ о нестрелянии лосей в Санкт-Петербургской губернии. В 1763 году введен закон, запрещающий весенне-летнюю охоту. [3]

II. Осмысление

А) Чтение с пометками

- Сейчас вы познакомитесь с текстом и расширите свои знания по данной теме. Читая текст, вам необходимо делать на полях пометки : v знаю, + новое, ? хочу узнать.

Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают? Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько не брать у нее, все снова само собой восстановится. Но просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Угрозой является чрезмерная добыча, охота, коллекционирование, хозяйственная деятельность. Но оказывается самая главная причина – это разрушение мест обитания животных. Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Под особой охраной они находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Когда в зоопарках и заповедниках животных станет много, их переселят в другие места. Так удалось спасти бобра и зубра. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Главной задачей этого закона является: спасение животных, занесенных в Красную книгу.[4]

Б) Работа в парах

  • обсудите в парах: какая информация для вас оказалась новой? Выберите главное, озвучьте.

В) Дополнение кластера

  • Какая информация показалась для вас известной, но не отражена в кластере?
  • Что новое вы узнали об охране природы?
  • Какая информация вам показалась интересной, и вы хотели бы узнать об этом подробнее?
  • Что непонятно? О чем вы думали по-другому?

- Существует Красная книга нашего региона. (Показ книги [1]) Послушайте сообщения ребят о животных, занесенных в Красную книгу Ямало-ненецкого автономного округа.

Г) Сообщения учащихся

1. Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго – до 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда приходит пора медведице стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись калачиком, ждет рождения медвежат. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата рождаются беспомощные, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм. Белый медведь питается рыбой, тюленями и молодыми моржами, морскими зайцами. Во время выхода на сушу, звери кормятся леммингами, яйцами птиц, падалью. Издавна люди охотились на белых медведей. Они использовали их мясо в пищу, жир – в хозяйственных целях, шкуру для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Белые медведи занесены в Красную книгу. Сейчас численность белых медведей растет. Слайд 13

2. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Еще 600 лет назад эта птица была провозглашена “ королевской птицей”. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старая легенда о лебединой песни, которую поет птица перед своей гибелью. Но это лишь легенда. Лебеди не относятся к певчим птицам. На севере лебеди прилетают еще при снежном покрове и гнездятся по глухим, малодоступным озерам. Ореол гнездования – гыданская тундра. Это чуткие и осторожные птицы. Гнезда они сооружают из пуха и мха. В кладке лебедя от 2 до 6 яиц. Длительность насиживания 1 месяц. Птенцы с первого месяца кормятся самостоятельно растительной пищей. На зимовку молодые улетают вместе с родителями. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена. [1]Слайд14

3. Береги природу! (выразительное чтение)

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б только птицы знали,
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля, скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда мертвым небо стало
И – тишина в пустых лугах.
И может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, так уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на Земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем мы здесь себя прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферой зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой.
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой.
И шумным плеском родника.
И гроздями рябины тонкой.
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом и дубрав.

3. Заподносибирский бобр – грызун больших размеров. Длина его тела – больше метра. В прошлом северная граница распространения бобров доходила до полярного круга. К настоящему времени численность в ЯНАО – неизвестна, поселения бобров сохранилось лишь на Северном Урале. Они очень хорошо приспособлены к жизни в зимних условиях, т.к. основной пищей является кора березы, а здесь ее предостаточно. Причиной исчезновения бобра является браконьерство и развитие лесной промышленности.[1] Слайд 15

Д) Физминутка “ Аисты – Лягушки” Учитель хлопает в ладоши, а учащиеся принимают позу животных (1 хлопок – поза аиста: стойка на одной ноге с вытянутыми руками в сторону; 2 хлопка – поза лягушки: присест на корточках с согнутыми руками в плечах; 3 хлопка – поворот вокруг своей оси.)

Е) Самостоятельная работа

- Одним из природоохранных мероприятий мы назвали – создание заповедников. На Белорусской земле есть известный на весь мир Беловежский заповедник. Композитор А.Пахмутова была восхищена красотой грациозных оленей и могучих зубров, которые были практически уничтожены во время Великой Отечественной войны, поражена богатством окружающей среды и за один вечер написала песню “Беловежская Пуща”, которая стала гимном данного заповедника. Приложение 1. Учащимся предлагается задание базового уровня: распределить животных по описанию. ( Ведется работа в тетрадях А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” , 3 класс, с.52 №3). Задание повышенной сложности: составить синквейн (пятистишье) на темы по выбору: “Животные”, “Охрана животных”.

Ж) Проверка самостоятельной работы:

- Узнай по описанию, о каких животных идет речь:

-Это могучий морской зверь. Его длина более 3-х метров, а масса – пол тонны. У них есть клыки, с помощью которых эти животные добывают пищу, защищаются и вылезают из воды. ( Морж)

- Это близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина боле 3-х метров. Сильный, ловкий и красивый зверь, живущий на востоке нашей страны. (Тигр)

- Это большая величественная птица. Размах ее крыльев – до 2-х метров. Она подолгу, красиво парит высоко в небе, высматривая добычу. (Беркут)

- Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми, семенами водорослей (Фламинго)

- Это животное живет в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса гусениц (Жук – красотел.)

III. Рефлексия:

- Зачитывание синквейнов:

Животные

Дикие, разные.

Линяют, питаются, размножаются.

Разнообразные животные населяют Землю.

Звери.

Охрана животных

Всемирная, постоянная.

Ведет учет, защищает, запрещает.

Благодаря ей – спасены многие виды животных.

Красная книга.

- Продолжи предложения Слайд 16:

  • Я сегодня успел….
  • Я сегодня узнал новое …
  • Если бы на Земле не было животных, то…

-Знания о животных, занесенных в красную книгу можно пополнить, прочитав книги (показ детских книг, энциклопедий и дисков.)

- Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите! (М. Дудин)

Б) Домашнее задание: обязательное – с.112-117; по выбору с.116№ 3

Литература

Красная книга Ямала. Изд. “Красный Севе”, Салехард, 2001 г.

Красная книга России. Изд. “Дрофа”, 2006 г.

Что такое? Кто такой? Изд. “Педагогика-пресс”, Москва.1992 г.

Начальная школа. Справочник школьника. Изд. “Слово”, Москва 1997.