Освоение умножения - это главная тема курса второго класса. Нельзя тему "Умножение" сводить к заучиванию таблицы. Конечно, дети должны знать таблицу умножения, но надо идти к запоминанию не через шаблонные упражнения, заучивание, что вызывает негативное отношение к предмету. Чтобы дети осмысленно понимали, надо раскрыть конкретный смысл действия умножения, добиться осознания связи умножения со сложением. Надо больше заданий, как "замени сумму произведением чисел" и наоборот. Цель учителя: заинтересовать детей, помочь им увидеть "секреты" таблицы умножения.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
- ввести новое арифметическое действие умножение, раскрыть его смысл и практическую целесообразность;
- познакомить с соответствующей символикой и терминологией;
- организовать мыслительную деятельность уч-ся, направленную на развитие у них математических способностей
Форма проведения: урок-презентация, объяснение нового материала.
Материально-дидактическое оснащение урока: компьютер; телевизор, презентация Mickrosoft PowerPoint, учебник “Математика” под редакцией Гейдмана Б.П., Мишакиной И.Э., Зверевой Е.А., тетради на печатной основе тех же авторов, счетные палочки.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность и ответы учащихся | Методический комментарий |
I. Организационный момент. | Создадим друг другу хорошее
настроение. - Улыбнулись друг другу. - Пожелали получить “5”. |
Повторение слов учителя | |
II. Целеполагание. | Проверка домашнего задания. - Есть ли проблемы с решением домашнего задания. |
Прохожу между рядами и проверяю выполнение задания. | |
Устный счет. | Проводится игра “Цветик
семицветик”. - Скажем волшебные слова: “ Лети. Лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг”. Ученик пойдет к доске решать пример. Работа в тетради на печатной основе. Урок 95 Отгадываем слово (победа) Логическая задача на палочках Работа в парах. - К нам на урок прилетела Каркуша. Она принесла задачи с “изюменкой” Четыре квадрата Переложите три спички из двенадцати так, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата из трех - У нас получилась геометрическая фигура - Как она называется? - Что можно вычислить у этой фигуры? (Периметр) |
Дети выходят к доске и имеют
право выбора
Дети в тетрадях заполняют таблицу .
Дети работают в парах и перекладывают палочки. За найденное решение получают приз. |
На доске закреплены магнитами
лепестки цветка
Учитель оценивает ответ ученика.
Учитель оценивает ответ ученика |
III. Этап формирования учащимися
темы и цели урока.
IV. Физкультминутка. |
Создание проблемной
ситуации. - Посчитайте сколько игрушек? - Как можно записать выражение? - Какое слагаемое повторяется? - Сколько раз оно повторяется? - Как короче записать выражение и подсчитать его значение? - Замените сложение умножением. - Какой вывод можно сделать? - Если слагаемые одинаковые, то действие сложения можно заменить действием умножения. Дети выполняют обратную операцию – замена умножения сложением - Замените примеры на умножение примерами на сложение . - Сделаем вывод. - Если слагаемые одинаковые, то действие сложения можно заменить действием умножения. Дети выполняют упражнения для профилактики сколиоза. |
Дети рассматривают слайд и
читают тему урока.
Дети проговаривают составленные примеры
|
Слайд №1–17 |
Закрепление изученного
материала. - Рассматриваем картинки на стр 48-59. - Читаем название компонентов действия умножения. - Найдите на стр 50 учебника задание № 1 - Замените примеры на сложение умножением, где это возможно. - Записываем в тетради. |
Учитель оценивает ответ ученика | ||
V. Репрод.- поисковый этап |
Работа с учебником стр 50. - Задача № 2. Анализ задачи - Что известно? - Что неизвестно? - Что надо узнать? - Можем сразу ответить на вопрос задачи? - Записываем на доске краткую запись І – 5 дм 6 см= 56 см ІІ - ? на 18 см меньше - Сколько всего? |
На доске ученик решает задачу |
Учитель оценивает ответ ученика |
VI. Поисково- творческий этап. |
Анализ задачи № 5 стр 50. - Что известно? - Что неизвестно? - Что надо узнать? - Как вычислить периметр у треугольника? - Примеры № 6 - 1 столбик дети решают на доске - Примеры № 6 - 2 столбик ученики будут решать дома. |
Дети читают задачу 5 на стр 50. Ученики записывает решение задачи |
Учитель записывает на доске
решение задачи. Фронтальная проверка. Учитель оценивает ответ первых 3 учеников. |
VII. Физкультминутка для глаз. | Дадим отдохнуть глазкам. Не
поворачивая головы, перевести глазки на окно, на
стену, на пол, на потолок. Посмотрите в окно и постарайтесь увидеть далеко, далеко дом. Сильно зажмурить глазки. |
||
VIII. Аналитический этап. | - Какое математическое действие
мы сегодня узнали? - Когда сложение можно заменить умножением? - Повторите название компонентов действия умножения. |
Ответы детей | Фронтальная работа |
IX. Домашнее задание | Учебник стр. 50, № 3, №6 (3 и 4 столбик) | ||
X. Дополнительное задание | Практическая задание № 7, стр.50 |
Список литературы
- Гейдман Б.П, Мишакинай И.Э, Зверева Е.А., Учебник “Математика”.
- Гейдман Б.П, Мишакинай И.Э, Зверева Е.А., Рабочая тетрадь. Математика. 2 класс. М., “Русское слово”, Издательство МЦНМО, 2011 г.
- Гейдман Б.П, Мишакинай И.Э. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников. 2 класс. М., Издательство МЦНМО. 2010 г.
- О.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь: в 2 частях. М, Роскнига, 2009 г.
2 класс, М., “Русское слово”, Издательство МЦНМО, 2011 г.