Программные задачи:
•познакомить детей с работой внутренних органов (сердцем, сосудами, легкими);
•учить детей отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
•формировать умение отображать мимикой лица настроения (грустное и радостное);
•развивать воображение;
•учить детей взаимодействовать друг с другом, четко выполнять совместные движения по указанию воспитателя;
•воспитывать привычку к здоровому образу жизни; закрепить с детьми правила здоровья.
Материал и оборудование:
- магнитная доска;
- картинки с правилами здоровья, магниты;
- белый халат;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре “Поликлиника”;
- иллюстрации с изображениями внутренних органов.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о здоровье;
- рассматривание иллюстраций о разных видах спорта;
- беседа об одежде в разное время года;
- сюжетно-ролевая игра “Больница”, “Поликлиника”.
Ход занятия
Дети входят в группу, среди гостей Незнайка. Он укутан в теплую одежду: шарф, шапка, перчатки.
1.Вступительная часть.
Дети здороваются с гостями. Незнайка громко чихает.
Воспитатель: Дети, это вы чихаете?
Дети: Нет, это не мы чихаем!
Выходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, это я Незнайка чихаю.
Воспитатель: Что с тобой случилось Незнайка? И почему ты так тепло одет?
Незнайка: Я боюсь заболеть, поэтому так тепло одеваюсь. Я не делаю утреннюю зарядку, боюсь, что руки и ноги будут болеть. И зубы не чищу, щетки боюсь! Она такая жесткая. На улице гуляю мало, боюсь холодного ветра. Не умываюсь, холодной воды тоже боюсь. Вот!
Воспитатель: Незнайка, ты так быстрее можешь заболеть. Мы тебя научим, как сохранить здоровье. Приглашаем тебя на беседу о здоровье. Ты узнаешь, как стать крепким, сильным и никогда не болеть.
Незнайка: Спасибо за приглашение.
2.Беседа.
Воспитатель: Для беседы приглашаю всех в поликлинику. Я буду доктором (воспитатель надевает белый халат). Дети, а вы будете моими помощниками. Согласны?
Дети: Да, согласны.
Вопросы:
-Дети, скажите, что значит быть здоровым?
-Люди какой профессии помогают нам беречь здоровье? (врачи, доктора)
-Как называют врача, который лечит детей? (педиатр) А взрослых людей? (терапевт)
-Как называется профессия врача, который лечит зубы? (стоматолог)
-Какие болезни человеческого организма вы знаете?
-А чем болели вы?
-Что вызвало вашу болезнь?
-Какое настроение у вас бывает, когда вы болеете? Передайте это настроение мимикой.
-А когда вы выздоравливаете, какое бывает у вас настроение? Изобразите.
-Незнайка, чтобы быть здоровым необходимо соблюдать правила.
Незнайка: Разве такие правила есть?
Воспитатель: Конечно, есть. Послушай правила здоровья. Мои помощники тебе расскажут их. Они хорошо знают правила и стараются их выполнять.
Дети называют правила здоровья. Воспитатель на магнитную доску выкладывает картинки с изображением этих правил.
Правило первое: Хочешь быть здоровым – подружись с физической культурой и делай утреннюю гимнастику.
Правило второе: Чисти зубы каждый день, утром и вечером.
Правило третье: Обязательно мой руки с мылом перед едой.
Правило четвертое: Гуляй на свежем воздухе и одевайся по погоде.
Правило пятое: Фрукты и овощи ешь только хорошо вымытые.
Воспитатель: Незнайка, хочешь быть здоровым – будь им, гласит народная пословица. Не ленись и выполняй Правила здоровья! И тогда будешь крепким, сильным, здоровым.
Незнайка: Я понял! Думаю, что необходимо уже сейчас начать укреплять свое здоровье, поэтому приглашаю вас, дети, на веселую зарядку.
Незнайка проводит с детьми зарядку под музыку.
Воспитатель: Чтобы быть здоровым, надо беречь свои внутренние органы.
Незнайка, знаешь ли ты, что такое внутренние органы?
Незнайка: Знаю! Знаю! Это нога, рука или голова.
Воспитатель: Незнайка, послушай, на этот вопрос ответят мои помощники.
-Дети, что такое внутренние органы?
-Назовите, какие внутренние органы вы знаете?
Ответы детей.
Незнайка: Они у нас внутри?
Воспитатель: Вот сердце и кровеносная система.
Доктор слушает сердце девочки, проверяет – ритмично ли оно работает. Прибор, которым можно послушать, как бьется сердце называется “фонендоскоп”. По всему телу “бегает” кровь. Она заключена в разные сосуды. Ее главная задача – накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться самый важный орган – сердце. Оно работает постоянно: когда человек спит или спокойно сидит.
Показ иллюстрации.
Воспитатель: Вот легкие – орган дыхания. Мальчик заболел и врач – рентгенолог проверяет состояние его легких, делает снимок. Другой врач – педиатр посмотрит на этот снимок и назначит мальчику лечение. На этой картинке изображены легкие человека. Зачем нужны легкие человеку? Для того, чтобы дышать и питать кровь воздухом.
Незнайка, ты что-нибудь узнал для себя из нашей беседы?
Незнайка: Да, я узнал много нового и интересного. Теперь я знаю наши внутренние органы: сердце, легкие и кровеносные сосуды. А еще я запомнил правила здоровья, которые буду обязательно соблюдать.
Воспитатель снимает халат.
3. Игра “Путешествие по своему организму”.
Воспитатель: Я приглашаю вас дети и тебя Незнайка в необыкновенное путешествие “Путешествие по организму”.
Закройте глаза, и представьте, что мы становимся маленькими человечками и попадаем в наш организм.
Встаньте в круг – мы большое сердце. Вот оно забилось, сначала медленно “тук-тук-тук”.
Дети делают три шага вперед и назад.
Воспитатель: А теперь быстрее и громче “тук-тук-тук”.
Дети делают четыре шага вперед и назад.
Воспитатель: А теперь человек заволновался, и его сердце забилось часто-часто “тук-тук-тук”.
Дети делают семь шагов вперед и назад.
Воспитатель: Давайте успокоимся. Сердце бьется ритмично, спокойно “тук-тук-тук”.
Дети делают три шага вперед и назад.
Воспитатель: Сердце работает, если в кровь поступает кислород. Поступает оно через легкие. Их у человека два. Давайте образуем два вытянутых овала. Представим себе, что мы – легкие. Все дружно вдохнем, легкие расширились; выдохнем, легкие сжались. Подышите, послушайте, послушайте друг друга. Глубокие вдохи и выдохи. Теперь мы заволновались, стали дышать часто, прерывисто, и сердце забилось часто.
А теперь встаньте цепочкой. По сосудам кровь разносит питательные вещества и кислород. Сосудов много, они расположены по всему организму.
Дети выполняют бег в разных направлениях, обозначающих движения крови по сосудам.
Воспитатель: Но вот произошел затор.
Дети останавливаются.
Воспитатель: Сосуд закупорен сгустком крови, который задерживает движение крови. Что будет? От этого человек может заболеть! Незнайка будет изображать сгусток, а вы дети, попробуйте его вытолкнуть. Вы выталкиваете, а он продвигается вперед дальше.
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Для устранения таких сгустков существуют специальные лекарства. Представьте, что вы и есть лекарства. Побегайте вокруг Незнайки и сгусток исчезнет.
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Помогло, кровь может двигаться по сосудам дальше.
Понравилось ли вам наше путешествие, дети? Интересно быть внутренними органами?
Ответы детей.
Воспитатель: В следующий раз мы будем изображать другие внутренние органы.
4. Итог занятия.
Воспитатель: Незнайка, а тебе понравилось наше занятие? Ты теперь понял, что надо делать, чтобы быть здоровым?
Незнайка: Я помню все ваши советы и правила здоровья.
Воспитатель: Дети, давайте еще раз напомним Незнайке Правила здоровья.
Дети:
-Дружить с физической культурой и делать утреннюю зарядку.
-Чистить зубы утром и вечером.
-Мыть руки с мылом перед едой.
-Гулять на свежем воздухе и одеваться по погоде.
-Мыть овощи и фрукты перед едой.
Воспитатель: Спасибо, дети, вы были хорошими помощниками. Тебе Незнайка и вам дети желаю крепкого здоровья.
Чтобы укрепить свое здоровье, угощаю вас фито чаем.
Занятие заканчивается чаепитием.