Введение
Работа по развитию творческих способностей на уроках русского языка многогранна. Одно из её направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребёнка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребёнка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказывать своё отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во втором классе в сочинения вводятся элементы описания, а в третьем-четвёртом – элементы рассуждения.
Методика работы над сочинением
За год обучения в первом классе мои ученики приобрели первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением.
Письменным сочинениям в 1-м классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединённых темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединённые темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному.
Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определённом порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинению начинается уже в букварный период и продолжается на протяжении всего года.
Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, работе, и, работая над ними дети учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений я исхожу из интересов учащихся и продумываю последовательность работы:
- Устное рассказывание по теме сочинения. Даю возможность детям высказать свои личные впечатления по теме.
- Чтение плана с доски или коллективная работа над планом.
- Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
- Связный рассказ по плану, при этом уделяется большое внимание построению простого предложения: правильно расположить в нём слова, видеть границы предложения.
- Запись предложения с доски или под руководством учителя.
- Проверка записанного.
Сочинения во втором классе – это уже небольшие сюжетные рассказы, в которые вводятся элементы описания.
Из опыта работы могу сказать, что моим ученикам нравится писать такие сочинения, т.е. когда красиво, образно, эмоционально, художественно описывается какой-то предмет или явление природы.
Сочинение-описание способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, чёткому выражению мыслей.
Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов.
Первым по времени и по значению шагом в работе над сочинением является выбор темы.
Прежде всего – это чёткая, прозрачная формулировка темы. Следует решительно отказаться от неконкретных, расплывчатых тем, например: “Осень”, “Зима” и т.д., чтобы не ставить детей перед неосуществимой задачей – объять необъятное.
Конкретность темы – залог правильного её раскрытия в сочинении. Например, не “Весна”, а “Первый весенний цветок”. Не “Осень”, а “Краски осеннего леса”. Не “Зима”, а “Первый снег” или “Зимний лес”.
Я учу детей вглядываться в природу, провожу последовательные наблюдения (первый снег; самый холодный день зимы; зима отступает), многие ребята делают записи в индивидуальных дневниках, своеобразные “заготовки” будущего сочинения. Учу умению слышать как хрустит снег под ногами, какого редкого голубовато-фиолетового цвета бывают тени на снегу ранней весной, как меняется запах воздуха и т.д.
В качестве дополнения к наблюдениям я использую репродукции картин художников: “Первый снег” В.Д. Поленова, “Зимний пейзаж” И.Э. Грабаря, “Золотая осень” И. Левитана, “Опавшие листья” М. Остроухова. Предлагаю прослушать отрывки из альбома П.И. Чайковского “Времена года”, мелодии Грига, Г. Свиридова.
Я учу детей вдумываться в каждое слово темы, предваряя сочинение выяснением, все ли дети осмыслили до конца тему. Помогаю детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущую роль отвожу подготовительной беседе. Вместо беседы иногда использую свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
Но бывает, что план, предложенный мной или даже составленный коллективно, иногда не становится костяком будущего сочинения. Мысль юного автора идёт по своему логическому руслу, а план – по другому.
Нередко дети задают вопрос:
- А можно без плана?
В этом вопросе учитель порой видит недобросовестность ребёнка, предполагая, что он хочет выполнить работу кое-как. А ведь за этим часто стоит естественная потребность ученика мыслить самостоятельно, любимое всеми детьми: “Я сам!”
Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Но, обучая детей, как писать и что писать, руководя их действиями, в определённой последовательности направляя детскую мысль, я стараюсь ни в коем случае не заглушить и не подавить инициативу, фантазию, творческую мысль ребёнка.
Думаю, что учить детей умению составлять план можно не только в связи с подготовкой к письменной работе, но и на прогулке, экскурсии, при подготовке праздника, классного часа, при обсуждении текущих дел и т.д. И тогда у ребёнка вырабатывается не только умение, но и потребность в определении очерёдности выполнения дел или последовательности в изложении материала. Очевидна при этом руководящая, направляющая роль учителя: он ставит задачу, может быть, подсказывает основные направления, подтверждает правильность определения главного и второстепенного, но составлять план большинство детей к четвёртому классу должны самостоятельно.
Считаю, что несамостоятельность в творческой работе весьма опасна. Она способствует духовному обеднению человека, приучает действовать по трафарету, мешает раскрыть творческую и личную индивидуальность.
Там, где учитель заботливо формирует детскую речь, поощряет самостоятельность в словесном рисовании и письменных работах, упражняет детей в подборе точного образного слова, там не встретишь, как это нередко бывает, сочинения, похожие друг на друга, там звучит удивительное, в своей неожиданности, живое детское слово:
Весеннее солнышко слизывает последний снег, словно мороженое.
На заснеженных ветках берёзы зажглись красные огоньки. Это снегири – птицы зимы.
В лесу волк ходит-бродит, а заяц волка за нос водит. Медведь улёгся в спячку и лапу вкусную сосёт.
Работа над сочинениями во втором классе предусматривает обогащение словаря учащихся, т.е. усвоение новых слов, углубление понимания уже известных слов, различие между синонимами, подбор антонимов, многозначность слов, фразеологизмы, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления, культура речи (ударение, произношение). Учу детей работать с орфографическим и толковым словарями.
Из опыта работы знаю, что когда дети пишут творческие работы, они часто употребляют в них различные виды сложных предложений и, естественно, допускают многочисленные ошибки. Тогда учителя советуют использовать маленькие, простые предложения. В результате задерживают естественное речевое развитие детей.
Чтобы избежать этого, я тренирую ребят в составлении словосочетаний, в распространении нераспространённых предложений, в конструировании различных вариантов предложений, в том числе и сложных; употреблении вводных слов, прямой речи, диалога.
Реализовать эту задачу невозможно и без формирования пунктуационной зоркости учащихся. На своём опыте я убедилась, что начинать обучение пунктуации можно уже в первом классе. Малышей, овладевающих письменной речью, я учу видеть знаки препинания, отличать их от букв, понимать в общих чертах их назначение.
На каждом уроке русского языка и литературного чтения я обращаю внимание детей на “работу” и “интонацию” того или иного знака препинания, опираясь, прежде всего, на смысловой и интонационный принципы русской пунктуации, реже – на грамматический, т.к. пока дети не владеют элементарными знаниями по грамматике.
В ходе выполнения сочинения, я обязательно оказываю индивидуальную помощь, особенно слабым ученикам. Просматриваю написанное, обращаю внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, предлагаю вспомнить правило или обратиться к словарю, приучаю обращаться с вопросами при затруднении. После проверки работ отвожу несколько минут очередного урока на их анализ. Даю общую оценку выполнения работу классом в целом, зачитываю лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Ребятам, допустившим ошибки, даю индивидуальные задания. Считаю, что самая эффективная работа над речевыми ошибками – привлечение самих детей к исправлению ошибок и неточностей в детской речи, а также к редактированию своих работ.
Обладая в этом возрасте неудержимой фантазией, мои ученики очень любят писать сочинения, например, от имени осеннего дождя или зимнего ветра, рассказывать о путешествии дождевой капельки или снежинки. Давая домашние задания по литературному чтению, я предлагаю детям не просто пересказать текст, а взглянуть на описанные в произведении события глазами какого-либо героя, изменить сюжетную линию или придумать другой финал. Всё это способствует развитию творческой мысли, устной и письменной речи.
Ребята моего класса активно принимают участие в конкурсах сочинений. То что детям интересно писать сочинения, говорит и то, как они стремятся их оформить: сопровождают рисунками, используют компьютер.
В третьем-четвёртом классах к работе над сочинением предъявляются более высокие требования. В сочинения вводятся элементы рассуждения, анализа.
Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые предположения.
Такие виды сочинений мои ученики будут учиться писать в последующие два года обучения.
Заключение
Первые школьные сочинения должны отражать детское видение мира, его личные впечатления и, пусть крохотный, но свой жизненный опыт, а не быть сухим перечнем признаков времён года, набором общих фраз и штампов.
Учителю начальной школы приходится решать одну из основных и трудных задач – научить школьника писать сочинения содержательные и логичные, самобытные и эмоциональные, образные и грамотные.
Нам, учителям начальной школы, отвечать за то, чтобы язык ребёнка, этот неиссякаемый, как жизнь, родник, с каждым годом становился всё более полноводным.