Цель занятия:
- формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах, словах, и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
- научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
- закреплять у детей умение употреблять предлоги;
- совершенствовать навыки чтения;
Развивающие:
- развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- упражнять в звуковом анализе слов;
Воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- формирование положительной установки на образовательную деятельность.
Оборудование: ТСО, презентация, элементы буквы [Ш] из бархатной бумаги, макеты кочек разных цветов и написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами, предметные картинки, макеты ключей, игрушка – змейка, конверт с письмом, цветные фишки для выкладывания схем.
Предварительная работа.
Просмотр мультипликационного фильма “Приключения Незнайки”.
1. Организационный момент.
Выделение четвёртого лишнего:
Логопед. – Отгадайте, какое слово лишнее.
Шуба, кепка, платок, колпак.
Кактус, фиалка, шмель, роза.
Волк, шапка, лиса, белка.
2. Объявление темы.
Стук в дверь, заходит почтальон, подает письмо.
Логопед. - Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.
Логопед читает.
Дорогие ребята!
Пишу вам я, известный сказочный герой пунтик, живу я в одной очень хорошей книжке, Приключения Незнайки.
Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за семью замками.
Я прошу Вас, помогите!
Логопед. - Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?
Ответ детей. - Шпунтик.
Логопед. - Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?
- Дети. -Зв. [Ш].
3. Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед. - Правильно ребята, Звуколов похитил звук [Ш]. А давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].
- Дети: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Звук [Ш] живёт в букве Ша.
4. Связь звука и буквы.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и
Ё. (наглядно показывает)
Конструирование буквы Ш из элементов, и при помощи рук.
Логопед. - Молодцы. Ну что, постараемся помочь Шпунтику освободить звук [Ш]?
-Дети. Да.
Логопед. -Тогда отправляемся в путь.
5. Развитие артикуляционной моторики, дыхания.
Логопед. Ребята, куда мы с вами попали?
Дети. – В лес.
Логопед. – Ой, смотрите, на полянке дикие звери.
Белочка грызет орешки (упр. “Орешки”), лисичка украла сметану, поела, облизывает губки (упр. “Оближи губки”), зайчик грызет морковку (имитация жевания), волк злой и голодный рычит(р-р-р-р-р), хомячок набивает зернышки за щёки (надуть правую щеку, затем левую, потом обе щёки), Медведь есть мед, вкусно (упр. Вкусное варенье).
Логопед. А вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, а выдохните через ротик.
Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот 3 раза.
– Ой, мне кажется, что мы заблудились. Давайте мы с вами крикнем АУУУУУУ, сначала три раза тихо, если нас не услышат, крикнем три раза громко.
Дети кричат АУУУУУ.
Логопед. – Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а вы хлопните, если услышите звук [Ш].
6. Развитие фонематического слуха.
С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.
В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.
В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.
Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.
Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
7. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.
Логопед. - Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам. Давайте скажем спасибо.
Дети. - Спасибо.
Логопед. - Дальше мы с вами поедем на поезде.
Логопед. - Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им.
Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т.д.
Мышь, лягушка, Золушка, мишка, девушка, кошка, лошадка, черепашка, шмель, петушок.
Логопед. - Молодцы! Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.
Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед. - Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить из этих слогов слова.
Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.
Логопед.
- Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Ну что болото мы преодолели.
Логопед. Смотрите ребята, путь нам преградила баба яга. Она просит вас о помощи. Её друзья разбежались по лесной полянке, а бабушка старенькая, плохо видит. Она просит вас подсказать, где их искать.
Дети. - Кошка сидит на крыше.
- Шмель летает над ромашкой.
- Лягушка сидит под избушкой.
- Петушок стоит под деревом.
- Мышонок спрятался за пнём.
- Кукушка сидит на дереве.
Логопед. Ну вот и всё, помогли мы бабе - яге найти друзей.
Логопед. -Вот мы и дошли. Ребята, посмотрите какой красивый замок!
8. Звуковой анализ слова Шпунтик, выкладывание звуковой схемы.
Логопед. - Вспомните, звук [Ш], спрятан за семью замками, а чтобы замки открылись, Звуколов нам придумал задание, выложить схему слова Шпунтик, за каждый правильно отгаданный звук мы с вами получим ключ. Будьте внимательны.
Дети выкладывают схему слова.
Логопед. - Посмотрите дверь открылась, и кто нас встречает? Буква [Ш].
Стук в дверь, заходит Шпунтик.
Шпунтик. - Спасибо большое ребята, ведь если бы не вы, то не знаю, что со мной могло случиться.
Логопед. - Как вы думаете ребята, если бы навсегда исчез из речи звук [Ш], что было бы?
Ответы детей.
Шпунтик. – Ну всё, мне пора домой, мои друзья, наверное заждались меня. До свидания.
Итог занятия.
Логопед.
- Ребята, давайте вспомним, какой звук мы вернули Шпунтику?
Дети.
- Звук [Ш].
Логопед.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Интернет-ресурсы.