Занятие в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Ш"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель занятия:

  • формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах, словах, и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
  • научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
  • закреплять у детей умение употреблять предлоги;
  • совершенствовать навыки чтения;

Развивающие:

  • развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
  • развивать дыхание и голос;
  • упражнять в звуковом анализе слов;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • формирование положительной установки на образовательную деятельность.

Оборудование: ТСО, презентация, элементы буквы [Ш] из бархатной бумаги, макеты кочек разных цветов и написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами, предметные картинки, макеты ключей, игрушка – змейка, конверт с письмом, цветные фишки для выкладывания схем.

Предварительная работа.

Просмотр мультипликационного фильма “Приключения Незнайки”.

Слайд 1.

1. Организационный момент.

Выделение четвёртого лишнего:

Логопед. – Отгадайте, какое слово лишнее.

Шуба, кепка, платок, колпак.

Кактус, фиалка, шмель, роза.

Волк, шапка, лиса, белка.

2. Объявление темы.

Стук в дверь, заходит почтальон, подает письмо.

Логопед. - Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.

Логопед читает.

Дорогие ребята!

Пишу вам я, известный сказочный герой пунтик, живу я в одной очень хорошей книжке, Приключения Незнайки.

Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за семью замками.

Я прошу Вас, помогите!

Логопед. - Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?

Ответ детей. - Шпунтик.

Логопед. - Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?

- Дети. -Зв. [Ш].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

Логопед. - Правильно ребята, Звуколов похитил звук [Ш]. А давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].

- Дети: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

Звук [Ш] живёт в букве Ша.

4. Связь звука и буквы.

        Посмотри на букву Ш –
        Буква очень хороша,
        Потому что из нее
        Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает)

Конструирование буквы Ш из элементов, и при помощи рук.

Логопед. - Молодцы. Ну что, постараемся помочь Шпунтику освободить звук [Ш]?

-Дети. Да.

Логопед. -Тогда отправляемся в путь.

Слайд 2

5. Развитие артикуляционной моторики, дыхания.

Логопед. Ребята, куда мы с вами попали?

Дети. – В лес.

Логопед. – Ой, смотрите, на полянке дикие звери.

Белочка грызет орешки (упр. “Орешки”), лисичка украла сметану, поела, облизывает губки (упр. “Оближи губки”), зайчик грызет морковку (имитация жевания), волк злой и голодный рычит(р-р-р-р-р), хомячок набивает зернышки за щёки (надуть правую щеку, затем левую, потом обе щёки), Медведь есть мед, вкусно (упр. Вкусное варенье).

Логопед. А вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, а выдохните через ротик.

Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот 3 раза.

– Ой, мне кажется, что мы заблудились. Давайте мы с вами крикнем АУУУУУУ, сначала три раза тихо, если нас не услышат, крикнем три раза громко.

Дети кричат АУУУУУ.

Слайд 3

Логопед. – Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а вы хлопните, если услышите звук [Ш].

6. Развитие фонематического слуха.

С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.

В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.

В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.

Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.

Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

7. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.

Логопед. - Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам. Давайте скажем спасибо.

Дети. - Спасибо.

Логопед. - Дальше мы с вами поедем на поезде.

Слайд 4.

Логопед. - Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им.

Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т.д.

Мышь, лягушка, Золушка, мишка, девушка, кошка, лошадка, черепашка, шмель, петушок.

Логопед. - Молодцы! Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.

Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Слайд 5

Логопед. - Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить из этих слогов слова.

Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.

Логопед.

- Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Ну что болото мы преодолели.

Слайд 6.

Логопед. Смотрите ребята, путь нам преградила баба яга. Она просит вас о помощи. Её друзья разбежались по лесной полянке, а бабушка старенькая, плохо видит. Она просит вас подсказать, где их искать.

Дети. - Кошка сидит на крыше.

- Шмель летает над ромашкой.

- Лягушка сидит под избушкой.

- Петушок стоит под деревом.

- Мышонок спрятался за пнём.

- Кукушка сидит на дереве.

Логопед. Ну вот и всё, помогли мы бабе - яге найти друзей.

Слайд 7.

Логопед. -Вот мы и дошли. Ребята, посмотрите какой красивый замок!

8. Звуковой анализ слова Шпунтик, выкладывание звуковой схемы.

Логопед. - Вспомните, звук [Ш], спрятан за семью замками, а чтобы замки открылись, Звуколов нам придумал задание, выложить схему слова Шпунтик, за каждый правильно отгаданный звук мы с вами получим ключ. Будьте внимательны.

Дети выкладывают схему слова.

Слайд 8

Логопед. - Посмотрите дверь открылась, и кто нас встречает? Буква [Ш].

Стук в дверь, заходит Шпунтик.

Шпунтик. - Спасибо большое ребята, ведь если бы не вы, то не знаю, что со мной могло случиться.

Логопед. - Как вы думаете ребята, если бы навсегда исчез из речи звук [Ш], что было бы?

Ответы детей.

Шпунтик. – Ну всё, мне пора домой, мои друзья, наверное заждались меня. До свидания.

Итог занятия.

Логопед.

- Ребята, давайте вспомним, какой звук мы вернули Шпунтику?

Дети.

- Звук [Ш].

Логопед.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Слайд 9

Интернет-ресурсы.

1. http://argusfon.com

2. http://animashky.ru/

3. http://www.smayli.ru