Урок математики по теме "Умножение 0 на натуральное число". 2-й класс

Разделы: Математика

Класс: 2


Цель:

Сформировать представления о частных случаях умножения 0 на натуральное число, умение применять эти знания для вычислений.

Задачи:

  • создать условия для развития познавательных, эмоционально-волевых возможностей обучающихся;
  • учить самостоятельно формировать цель работы, соотносить результаты с образцом;
  • развивать умение видеть границу между известным и неизвестным, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Начнем урок с девиза нашего класса.

Девиз: “Все разведать, все узнать, легких тропок не искать!”

Универсальные учебные действия

Цель:

Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”.

 

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Регулятивные, прогнозирование, предвосхищение

Цель:

Зафиксировать все повторяемые понятия в виде схем (переместительный закон умножения а · в = в · а; действие умножения – это действие заменяющее сложение одинаковых слагаемых).

Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

1) Устный счет

* 7 · 4 … 7 · 6

3 · 15 … 15 · 3

8 · 6 … 6 · 5

Вопросы:

Что общего в этих выражениях? (произведения)

Кто может сравнить выражения каждой строчки не вычисляя?

Что получилось? (равенство и неравенство)

Доказываем, как получили неравенства (7 · 4 < 7 · 6, так как первые множители одинаковые, а вторые множители неодинаковые, у первого выражения меньше, значит и значение выражения будет меньше).

На каком основании получилось равенство? (переместительный закон умножения). Назовите его (от перестановки множителей произведение не меняется).

Найдите на столе формулу этого закона

а · в = в · а

- Давайте вспомним, что такое действие умножения? (действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых). Помните, на прошлом уроке вы затруднялись в умножении двузначного числа на однозначное. А попробуем в этом равенстве заменить умножение действием сложения. Выбирайте, какое выражение удобнее заменить.

15 · 3 = 15 + 15 +15 = 45 (Ответы показывают на абаках).

- Что мы повторили на уроке? (переместительный закон умножение, что такое умножение)

- Нам сегодня это понадобиться на уроке.

 

*а)

Произведение трех чисел, написанных вдоль сторон треугольника, имею одинаковые значения. Найдите недостающие множители (абаки)

 

III. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. Построение новой формы деятельности.

Коммуникативные

Цель:

Выявить и зафиксировать причину затруднения.

Личностные

Кто не смог найти значение?

Почему затруднились в этом задании?

Чего не знаем? (умножение на 0)

А кто смог получить ответ?

Кто знает?

Докажите правильность ответа. И так, сколько получится, если мы 6 · 0 (по 6 возьмем нисколько = 0 и т.д.) А еще как можно доказать? (Если дети затрудняются обратить внимание на повторение а · в = в · а )

0 · 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0

 

IV. Фиксирование нового материала.

 

Цель:

Зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схемах, формулах.

 

Какой можно сделать вывод? 0 · а = 0, а · 0 = 0

Давайте вместе сформулируем правило 0 · а = а · 0 = 0

Где мы можем проверить полученное нами открытие? (учебник). Чтение правила в учебнике стр. 114 № 463.

 

V. Использование нового материала в типовых условиях.

Познавательные, личностные

Цель:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

1) Первичное закрепление.

Работа с учебником стр. 114 № 463 (1,2) по вариантам 1 вариант - № 463 (1), 2 вариант - № 463 (2).

Индивидуальная работа 2 человека за доской решают это задание. Самопроверка!

 

Тема: Чему будем учиться на уроке? Умножение 0 на число или числа на 0.

Для чего это нам нужно? (Для решения выражений, в олимпиадах, в контрольных работах)

 

2) Фронтальная работа с проговариванием правила.

 

Показываю схему img2.gif (572 bytes)

Что это? (схема выражения)

Найдите выражение, которое подходит к этой схеме (6).

Решение у доски с проговариванием этапов решения и правила.

На доске:

1.(6 · 4 – 3 · 8) + 3

2.7 · (2 · 7 + 34 - 48)

3.0 + (4 · 4 – 3 · 5)

4. 8 · (30 – 3 · 3 - 21)

5. 3 + (7 · 7 – 20 - 29)

6. (36 – 9 · 4) · (39 + 46)

 

Музыкальная физминутка “Ты да я с тобой…”

 

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (вторичное закрепление)

Коммуникативные, Личностные,

Регулятивные

Цель:

Проверить и оценить свое умение применять новые знания по эталону.

Каждому варианту предлагаю по 2 схемы. Какое будет задание? (подобрать к схемам выражение и решить его). Решить любое выражение, которое подходить к вашим схемам, а если решите оба выражения, будет просто здорово. Два ученика по жребию берут схемы, выражения.

 

Проверка “скорая помощь”. Если возникнет такая ситуация, что нужно будет кому-то вызвать “Скорую помощь”, то по какому-то номеру будете звонить? (03). Что вы можете сказать о числе 0, 3? (четное, нечетное, однозначное, натуральное, ненатуральное…)

 

В выражениях под четными номерами ответ 0, под нечетными 3.

Взаимопроверка. Обменялись тетрадями по образцу на доске. Проверим порядок действий.

Тот кто решил одно выражение на полях поставим !, если два - шарик, если три и больше - ракету.

 

VII. Домашнее задание стр. 114 № 463 (4)

Мне будет приятно, если вы придумаете свое выражение, в котором будет умножение числа на нуль, а завтра поработаем в парах сменного состава.

Коммуникативные

VIII. Работа с задачами стр. 115 № 465 (1)

 

Цель:

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 
  1. - Что мы знаем? 9 к - ?
  2. 1 к – 8 пр.

    - Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

    - Какая задача? (Простая)

    Запишите решение кто может. 8 · 9 = 72 (пр.)

    - Кому нужна помощь?

    Зачитайте ответ (72 пряника принесли всего).

  3. Работа в группах по 4 человека № 465 (2). Дети составляют краткое условие обратных задач и их решение (Обсуждаем, фиксируем, вопрос).

9 к. – 72 пр.

1 к. - ?

? – 72 пр.

1 к. – 8 пр.

 

IX. Итог урока. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование корректирующих действий.

Цель:

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Регулятивные

Чему учились на уроке?

Вернемся к нашему треугольнику (б). Какой должен получиться результат? (0) Особое внимание обращаю на средний ответ слева.

Дети показывают абаком, ответы получаются разные и все верные. Какой можем сделать вывод? (При умножении нуля на любое натуральное число получится нуль).

Открываю выражение

(20 + 4 · 5 : 10 – 19 + 39) · 7 · 2 · 0 =

Кто быстрее всех сосчитает сколько будет?

Почему? (Последнее действие умножение на 0).

 

Вывод:

При умножении любого натурального числа на нуль получиться нуль.

 

Чему вы хотите еще научиться? (деление нуля на число, деление числа на нуль, умножению на двузначное число, решать интересные задачи…)

 

X. Кто сегодня улетает с урока на воздушном шаре? А кто летит на ракете?

Молодцы!!!