Урок обществознания по теме "Семейный кодекс РФ – правовые основы семейно-брачных отношений". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока: Получить современные знания в области семейного права, усовершенствовать навыки работы в группе, аргументации и переубеждения, критического и творческого мышления, умения применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав личности, решения практических задач в социально-правовой сфере, воспитывать потребность осознанно соблюдать законы.

Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут: объяснять понятия семья, брак, брачный договор, знать условия вступления и расторжения брака, права и обязанности супругов, формулировать и высказывать собственное мнение по практическим правовым ситуациям.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическое обеспечение:

Эпиграф: “ Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности” (Н. Бердяев)

Ход урока

  1. Организационная часть урока
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Вступительное слово учителя.

Приходит время и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Из курса обществознания мы с вами знакомы с понятием семья. Давайте вспомним его.

Семья- малая группа, основанная на браке или родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, правами и обязанностями. Нет более древнего образования, чем семья. Она появилась на заре возникновения человечества и остается до сих пор основной ячейкой общества. Люди меняются, меняется общество, но суть семьи практически не изменилась.

Вопросы к классу:

Как вы считаете, почему столь живучим оказался институт семьи?

Что семья дает человеку, государству?

Представьте следующие ситуации

А) Встретились мужчина и женщина. Родились дети, живут счастливо. Но их отношения зарегистрированы не были. Можно ли их считать семьей?

Б) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. Можно ли этот союз считать семьей?

В) Брак заключен не был. В семье родился ребенок. Через некоторое время пара решила разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье?

При каких условиях союз мужчины и женщины порождает взаимные права и обязанности?

  1. Изучение нового материала.
  2. Актуализация новой темы

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Вспомните, с помощью каких нормативных актов государство защищает и регулирует такой социальный институт как семья?. Тема нашего урока: “ Семейный кодекс Р.Ф- правовые основы семейно-брачных отношений”.Сегодня, работая в малых группах, я предлагаю вам

законодательство отражает интересы супругов. Не является ли вмешательство права в семейные отношения нарушением тайны личной жизни?

Работа в группах с источниками (выдержки из Семейного кодекса РФ).

(Приложение № 2)

Учащимся предлагается изучить статьи 1,2,10,11,12,13 семейного законодательства и ответить на вопросы:

Семья начинается с брака. Что такое брак?

С какого момента возникают права и обязанности супругов?

Каковы условия заключения брака?

Может ли быть отказано в заключении брака?

Обсудите в группе следующие ситуации и определите, какие юридические нормы были нарушены.

Обсуждение в группах практических задач (Приложение № 3)

Одним из вариантов семейных отношений является гражданский брак, то есть тот, что не признан ни государством, ни церковью. В таких случаях мужчину и женщину связывают только взаимные чувства и устный договор. Вопросы к классу:

Как вы считаете, кто и почему вступает в “ гражданский брак”?

Приведите аргументы в поддержку гражданского брака и отрицательные стороны такого этого союза

Каковы издержки этого брака?

Нередко неофициальные семейные отношения порождают сложные проблемы. А главное-это отсутствие юридических прав и обязанностей. Статьи 31-36 определяют основные права супругов.

Работа в группах с текстом Семейного кодекса (Приложение № 2).

Поиск ответов на вопросы:

Какие основные права супругов?

Что является их совместной и личной собственностью?

При определении имущественных прав супругов семейный кодекс различает два режима: законный и договорной. Нюансы, которые могут возникнуть при вступлении в брак, при его расторжении или в случае смерти одного из супругов, давно принято было оговаривать. Иудеи всегда гарантировали жене право на имущество мужа в случае его смерти. В Европе люди, вступающие во второй брак, заранее старались договориться о финансовых правах детей от первого брака. А аристократы и в первый брак не вступали, не посоветовавшись со своим адвокатом. Брачные контракты в свое время заключали Н. Бонапарт, В. Моцарт. Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980 годы, до этого вся собственность, нажитая в браке, отходила тому на кого была записана. В России брачные договора заключают не так давно.

Почему же и в нашей стране появился брачный контракт? Изучим статьи 40-42 семейного кодекса

Вопросы к текстам статей Семейного кодекса Р.Ф.

Где заключают брачный договор?

В какой период времени можно заключить контракт?

Имеет ли брачный договор силу, если брак не зарегистрирован?

Какую сферу отношений он регулирует?

Поразмышляйте в группах над предложенными задачами и выберите возможные варианты их решения

Решение практических задач (Приложение № 4)

Жить в браке большой труд, для этого нужна духовная культура, подготовка, школа мудрости. Почему не все люди смогли сохранить семью?

Первое упоминание о разводе встречается еще в своде законов царя Хаммурапи в 18 веке до нашей эры. За это время было принято множество законов о расторжении брака. Семейное законодательство Р.Ф. устанавливает порядок расторжения брака.

Познакомимся с ним.

Работа в группах с текстом Семейного кодекса Р.Ф статьи18-21 (Приложение № 2)

Вопросы к документу:

Каков порядок расторжения брака в России?

Поясните, когда брак будет расторгнут через суд, а в каких случаях расторжение произойдет через органы ЗАГСа?

  1. Систематизация и обобщение изученного материала.
  2. Контрольное тестирование. (Приложение № 5)

  3. Итоги урока

Решение проблемного задания

Как семейное законодательство отражает интересы супругов?

Можно ли считать правовое регулирование нарушением права личной жизни?

Заключительное слово учителя

Семья остается высшей ценностью, чтобы укреплять ее позиции правительством принимаются меры государственной поддержки семьи. Какие из них вы знаете? И вместе с тем семья- это любовь, доверие, уважение и большой труд, который требует подготовки, мудрости, высокой духовной культуры, а закончить урок мне хотелось бы словами Н. Бердяева: “ Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности”.