Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел

Разделы: Начальная школа


На тему "сложение и вычитание однозначных чисел" в 1 классе отводится 16 часов. Данный урок - это урок закрепление по этой теме, его целью данного урока является развитие самостоятельности и мышления ребенка, формирование приемов умственной деятельности (анализа и синтеза, сравнения, анализа и обобщения), формирование навыков счета. На этом уроке, на этапе закрепления вводится контекстная задача. В начальном курсе математики понятие "задача" формируется в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Контекстная задача носит частично - поисковый характер и выполняет, прежде всего, обучающую и развивающую функцию. При решении контекстной задачи у ребенка формируются общеучебные умения: выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, строить умозаключение, моделировать, проверять полученный результат. Введение в данный урок контекстной задачи связано с познавательной деятельностью учащихся, выстраиваются последовательности, т.е. частично- поисковые и творческие задания. Они выполняются в совместной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на обсуждение возможных способов действий, на выделение существенных признаков изучаемого понятия, на осознание его взаимосвязи с ранее изучаемыми вопросами.

Урок математики в 1 классе

(Программа “ Гармония”)

Тема урока: сложение и вычитание в пределах 20-ти.

Тип урока: закрепления знаний и умений.

Цель урока:

воспитания: создать условия для воспитания дружбы в коллективе, любви к природе.

развития: создать условия для развития математической смекалки, формирования и развития мыслительных операций (сравнение, обобщение), развития воображения детей, интереса к предмету, внимания, памяти, речи, развития умения использования математической терминологии.

обучения: создать условия для формирования навыков счета, закрепления умения решать задачи.

Содержательная часть урока

1. Организационный этап.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень тонкая наука
Интересная наука-
Это математика!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книга? Тетрадка?

- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по стране Математика. Мы посетим город Богатый, познакомимся с его обитателями. Страну Математику мы еще с вами знаем мало. В этом поможет нам сказочная история.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Устный счет.

Учитель: кто может жить в стране Математика?

Дети: числа и знаки.

Учитель: вот и давайте повторим числа и действия над ними:

- к 10 прибавить 2;

-15 увеличить на 1;

-найти сумму чисел 8 и 2;

-уменьшить 9 на 4;

-14 - 4;

-найти разность 8 и 3;

-какое число больше 16 или 15;

-какое число следует за числом 17.

Персонаж из м/ф “Паровозик из Ромашкова

На доске изображена иллюстрация паровозика с разноцветными вагончиками.

В кармашке у вагончиков есть карточки с примерами. Вам нужно правильно вставить арифметические знаки:

10*3=7; 15*5=10.

Начинаем нашу историю. Далеко-далеко за морями и горами находится страна Математика. Живут в ней очень честные числа. В этой стране протекают 2 реки: Сложение и Вычитание. Однажды прослышали цифры из города Десяток, что строится новый город. Жить в нем захотели все. Но добраться до этого города через реки было трудно, поэтому все числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и построились по порядку, чтобы никого не потерять, а тронуться с места не могут. Что случилось?

012346578910

Дети находят ошибку.

Построились на этот раз правильно.

012345678910

Здесь их ждал паровозик из Ромашкова. Уселись поудобнее и отправились в путь.

3. Этап закрепления знаний и умений

И вот паровозик выехал из города Десяток и отправился в путь. Перед путешественниками лежала огромная пустыня, а по ее краям протекала река Сложение.

-Как же нам перебраться на другой берег? – спросили числа реку.

-Ответьте на мой вопрос, и я позволю вам перебраться на другой берег.

В Японии осьминогов ловят так: на дно опускают на веревках горшки. Туда забираются осьминоги. У рыбака в 1 горшке -4 осьминога, а в другом-6.

Сколько осьминогов в двух горшках?

Учитель: в стране Математика живут не только цифры, но и сказочные герои.

Работа в тетради. Чистописание.

Загадка.

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

Кур посчитать.

(Лиса).

Показ на доске иллюстрации лисы.

Она спрашивает, умеете ли вы быть наблюдательными? Посмотрите на веселую математическую птичку. Какие цифры она для этого использовала?

(6 и 9).

Запись в тетрадь чисел 6 и 9. Сравнение чисел 6 и 9.

Физкультминутка.

12345- все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1-подняться, потянуться
2-согнуться, потянуться
3-в ладоши 3 хлопка
На 4-руки шире
5-руками помахать
6-за парту тихо сесть.

Вот мы добрались до речки Вычитание. Но и эта речка потребовала выполнить задание. Помогите числам решить задачу.

Учитель: давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Дети: условие, вопрос, решение, ответ.

Раздаточный материал - контекстная задача.

Лисицы

Лисица - это хищник, среднего размера, ярко- рыжей окраски, с острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Питается лиса зайцами, мышами, гусями, глухарями. Лисы хорошие родители. В дикой природе лисы живут 7 лет, а в неволе доживают до 20 лет.

Подумай и объясни, почему так? На сколько лет больше лисы живут в неволе, чем в дикой природе?

Прочитайте условие задачи.

Кто может объяснить, почему лисы живут больше в неволе, чем в дикой природе?

Прочитайте вопрос задачи?

Решение задачи учеником на доске с объяснением.

Учитель: солнце поднялось высоко и пекло так, что вес захотели пить. И нашему паровозику тоже нужна вода. Еле добрались до станции Геометрия. Изнемогая от жажды числа попросили воды. Решите мои задания.

Раздаточный материал.

Измерьте длину Паровозика.

Учитель: Сколько см в 1 дм?

Физкультминутка под музыку “ Голубой вагон”.

4. Этап применения знаний и умений.

Перекинулся через реку мост. Друзья напились воды и отправились дальше. Путь подходил к концу. И тут перед глазами явилось чудо. Огромный город с пышными садами “Богатый”. Но пропускать в город можно только тех, кто хорошо знаком с математикой. Решите примеры из учебника, и путь будет открыт.

Работа с учебником на стр.78 примеры № 440

1-2 столбик решают учащиеся у доски

3- самостоятельно

Проверка: выборочная

И с этим заданием справились путешественники. Пред ними открылись ворота чудесного города. Решили друзья - цифры жить вместе. Да и как же им друг без друга.

5. Информация о домашнем задании.

Распечатка. Раскрасить город “ Богатый”, решив примеры.

6. Подведение итогов урока.

Учитель дает словесную оценку работы класса на уроке.