Цели урока:
- Обобщение и закрепление знаний и умений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Подготовка к контрольной работе.
- Выработка навыков самостоятельной работы.
- Воспитание аккуратности.
Оформление: математический перекрёсток,
Оборудование: учебник, плакаты, интерактивная доска, дифференцированные карточки, жетоны.
Класс делится на три группы: красные, жёлтые, зелёные. Ученикам раздаются жетоны соответствующих цветов. Жюри – ГАИ (старшеклассники).
Ход урока
Учитель: Этот урок мы проведём в виде необычного путешествия по городу «Десятичные дроби». Чтобы въехать в этот город, надо получить права категории А, В, С.
Категория А – мотоциклы.
Категория В – легковые автомобили.
Категория С – грузовые автомобили.
Давайте сдадим экзамен нашему жюри.
Идёт экзамен!
(Каждая группа получает конверт с вопросами, на которые надо ответить устно.)
Вопросы:
- Изменится ли значение десятичной дроби, если справа приписать один или несколько нулей?
- А если отбросить?
- Как сравнить десятичные дроби?
- Как округлить десятичную дробь?
- Как записываются десятичные дроби при сложении?
- Какие законы сложения выполняются? Сформулируйте.
- Как записываются десятичные дроби при вычитании?
Учитель: Слово предоставляется представителям ГАИ.
(Они объявляют о том, что теоретическая часть экзамена завершена, и мы приступаем к практическим занятиям.)
Учитель: Мы ещё не въехали в город, но видим его издалека. Там вдали есть десятичные дома, но какой вид они имеют мы не знаем. Посмотрите на рисунок. Решим эту задачу.
Учитель: Итак, мы разглядели дома, въехали в город и увидели светофор. Горит красный свет. Что делать? (ответы детей) Останавливаемся. А пока стоим решаем примеры. (Раздаются карточки красного цвета, карточки дифференцированные.)
1 уровень. Выполните действия: а) 37,89 + 4,16; б) 63,5 + 0,635; в) 12,1 – 8,7; г) 45,6 – 13. |
2 уровень. Выполните действия: а) 67,3 – (56,83 + 2,37); б) 34,27 + 11,73 – 1,83; в) 87,5 – (69,38 + 1,82). |
3 уровень. Найдите значение выражения: а) 5,6 – (3,1807 – (0,82 – 0,308)); б) 3,8 + (50 – (24 – 2,08)). |
(Решения сдаются членам жюри.)
Учитель: красный свет выключился. Зажигается жёлтый – работаем по жёлтым карточкам.
1 уровень. Решите уравнение: а) 6,7 – х = 2,8; б) у – 2,7 = 3,4; в) z – 0,83 = 1,1. |
2 уровень. Решите уравнение: а) 12,1 – (х + 5,8) = 1,7; б) (у - 3,7) – 1,8 = 4,7. |
3 уровень. Найдите недостающие числа в цепи вычислений: |
Учитель: Жёлтый свет перестал гореть, но зелёный не зажигается. Светофор не работает, бежим на пятачок безопасности (решаем примеры с доски)
Задание: Сумму данных чисел запишите в третью клетку. Сумму чисел, стоящих во второй и третьей клетках, запишите в четвёртую клетку и т. д. Кто быстрее найдёт число, стоящее в последней клетке?
0,03 | 0,04 |
Учитель: Светофор ещё не исправен, давайте отдохнём и вспомним некоторые дорожные знаки, которые мы можем встретить в городе. (Приложение «Дорожные знаки»)
Учитель: Светофор исправили, зажёгся зелёный свет. Что нужно делать, когда горит зелёный свет?
(Ответы детей)
Раздаются зелёные карточки, работаем по учебнику.
- 1 уровень: №1215
- 2 уровень: №1223
- 3 уровень: №1224
Решение сдаётся жюри.
Учитель: Итак, светофор мы проехали. Мы получили ключ от города «Десятичные дроби». Едем дальше, видим вывески, читаем их:
СЛАГАЕМОЕ, СУММА, УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ
– Что означают эти слова? (ответы детей)
Пока Жюри подводит итоги, ребята решают задачу.
Задание: начертить произвольный треугольник, измерить его стороны и вычислить периметр.
Учитель: Заключительное слово предоставляется членам жюри.
– Мы проехали по городу «Десятичные дроби», группы сдали экзамен и получили категории, которым соответствуют оценки:
«С» – 3, «В» – 4, «С» – 5.
Выставляются оценки.
Учитель: Спасибо за работу на уроке!