Контурная резьба по дереву

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель:

  • Обучение приёмам выполнения контурной резьбы;
  • Закрепление умений производить разметку на пиломатериале; воспитание эстетического вкуса; развитие координации движений рук и творческих способностей.

Объект труда: разделочная доска.

Оборудование и материалы: рисунки элементов контурной резьбы, образец изделия, нож-косяк, шкурка шлифовальная, заготовка, карандаш, линейка, циркуль, ПК, ПО - презентация.

Ход урока

1. Организация урока: (приветствие, проверка отсутствующих, назначение дежурных, проверка готовности учащихся к уроку, доведение до учащихся плана урока).

2. Актуализация знаний:

а).Беседа о видах резьбы:

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях рисунок №1

Контурная резьба применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов и др.) рисунок №2-7.

Прорезная резьба является наиболее простой и выполняется лобзиком, применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для украшения мебели. Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной рисунок №8

Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путём выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента рисунок №9

Изложение нового материала.

а). Инструктаж по технике безопасности.

- Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием;

- не работай тупым и неисправным ножом;

- подавай нож товарищу ручкой вперёд;

- режь ножом только от себя;

- при работе левую руку держи в стороне от лезвия;

- использовать нож только по назначению.

б). Теоретический материал:

Контурная резьба на деревянных изделиях встречается у многих народов нашей страны. Узор в ней передаётся углублёнными линиями. Ширина и глубина прорези чаще сохраняются одинаковыми на всём протяжении рисунка, но могут быть и различными, в зависимости от художественного замысла. В первом случае резьба выглядит несколько суховато, а во втором - различие ширины и глубины прорезных контуров создаёт определённую пластичность узора рисунок №10.

Проследить историю развития контурной резьбы не представляется возможным, так как она главным образом входит составной частью в другие виды. В контурной резьбе, где декоративным языком являются скупые углубленные канавки, мастера всегда искали их способы обогащения. Самый простой из них мы только что видели - это выполнение подрезок с сужающимися и расширяющимися контурами. Но мастера шли в своих поисках дальше и дополняли контурные порезки другими видами декоративных работ, например: подкраски канавок, созданием вокруг изображения "подушечного фона". Чёткость углублений дополнялась и обогащалась ногтевидными подрезками рисунок №11-18.

По существу, любой вид резьбы, исключая скульптурную, включает контурную.

Итак, повторим. Основой контурной резьбы служат углублённые линии. Их режут полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. В контурной резьбе нет каких-то определённых декоративных фигур, поэтому ограничимся об основных штрихах-прорезях рисунок №19.

Работа разбивается на несколько этапов: подготовка основы, выбор композиции, перевод рисунка на заготовку, непосредственно резьба, отделочные операции.

В качестве основы здесь лучше всего подходят лиственные породы - липа, осина, берёза, ольха. Однородную, без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном служит светлое дерево, дощечку достаточно прострогать. Если же композиция на тёмном фоне, заготовку нужно затонировать рисунок №20-22.

Композиция составляется с учётом декоративных особенностей резьбы и характера предмета, на который она будет нанесена. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными и чёткими. Их можно выполнить, как обычно, одной линией. Первые зарисовки лучше брать с образцов, в дальнейшем можно пробовать сочинять самостоятельные композиции рисунок №23

Перенести изображение на заготовку можно при помощи копировальной бумаги или без неё.

Процесс резьбы, как указывалось, разбивается на 2 стадии: надрезание и подрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Затем идёт подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону и также с усилием делает подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трёхгранная деревянная полоска-соломка. Нужно стремится к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов, и всё повторяют сначала, глубже входя в дерево рисунок №24-25.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход ножа. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Угол заточки ножа примерно 30 градусов. Косым ножом можно резать во всех направления: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу. Первое время приходится часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку не трогать во время работы, а резать во всех направлениях без остановки. В контурной резьбе плавность, непрерывность линий - одно из условий художественного исполнения узора.

На тонированной и полированной поверхности после выполнения резьбы отделка не нужна. Если же узор резали на светлой древесине, её нужно защитить прозрачным лаковым покрытием.

3. Закрепление:

Выполнение практической работы рисунок №26.

Подготовка основы.

Работа над эскизом (на тёмном фоне); использование набросков, зарисовок животных.

Перевод рисунка на основу.

Исполнение резьбы.

4. Контроль.

Оценка практической работы.

5. Домашнее задание.

Самостоятельно нарисовать фигуру для резьбы на бумаге.

Приложение 1.

Рисунки.

Литература.

1. В.Г.Буриков, В.Н.Власов Домовая резьба.

2. Жегалова С.К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. - М., 1983.

3. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - 4-е изд. - М.,1983.

4. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1981.

5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., 1984.

6. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. - М., 1983.

7. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1981.