Элективный курс предпрофильной подготовки "Хозяйка дома"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Данный элективный курс помогает закрепить первоначальные основы ведения домашнего хозяйства, понять возможности применения полученных знаний в жизни.

Программа элективного курса актуальна, в связи с переменами, происходящими в обществе, которые требуют формирования личностного начала в человеке, развития его творческих возможностей. Элективный курс формирует готовность учеников к выбору профессий связанных с рекламной деятельностью, приготовлением блюд, дизайнерской деятельностью по разработке интерьеров, а также выбора эстетико-технологического профиля в старших классах школы.

Курс составлен как продолжение работы с учащимися по предмету Технология в основной школе, факультативных занятиях, в кружках технического творчества и позволит учащимся определить свои возможности и успешности в семье, быту, жизни.

Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями национальной кухни, семейного этикета, интерьера дома, развитие эстетического вкуса, формирование умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • формирование интереса к освоению и совершенствованию знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства;
  • развитие творческих, дизайнерских возможностей при составлении проектов оформления интерьеров;
  • знакомство с основами исследовательской деятельности по истории происхождения и традиций проведения семейных и национальных праздников;
  • создание ориентационнойи мотивационнойосновыосознанноговыбора будущей профессии.

Объем элективного курса предусматривает освоение программы в течение 30 часов. Курс предназначен для предпрофильной подготовки в 9 классах. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.

Курс включает в себя 4 часа теоретических занятий, 26 часов практических занятий.

Теоретическая часть курса знакомит учащихся с особенностями национальных кухонь, требованиями семейного этикета, декорированием помещений предметами интерьера.

Освоение практической части курса позволит приобрести навыки приготовления различных национальных блюд, организации семейных праздников, изготовления изделий для оформления интерьера.

Содержание программы знакомит учащихся с профессией технолога общественного питания, дизайнера по интерьеру, специалиста по рекламе.

Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения, таких как метод проектов, метод проблемного изложения материала, ролевые игры. Курс имеет практико-ориентированный характер. В обучающем процессе при объяснении материала и выполнении проектов используются информационные технологии.
Практические работы предполагают исследовательскую деятельность учащихся при выполнении творческих проектов, моделирование своей деятельности в решении различных ситуационных задач. Программой предусмотрена экскурсия в дом быта «Радужный» для ознакомления учащихся с профессиями бытового обслуживания. Процесс обучения оптимизирует проблемно-поисковый метод, используемый на уроках.

Курс состоит из трех блоков, каждый из которых является самостоятельным разделом, не связанным с двумя другими. Учащиеся свободны в выборе количества изучаемых блоков.

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность освоения данного курса, является защита мини-проектов по каждому разделу: национальное блюдо, сценарий праздника, изготовление предмета интерьера. Над подготовкой и выполнением мини-проектов учащиеся работают самостоятельно.

После освоения данного курса учащиеся

  • должны знать:
    • технологию и особенности приготовления национальных блюд;
    • историю возникновения и правила организации семейных и национальных праздников;
    • значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера;
    • правила семейного этикета;
    • влияние комнатных растений на микроклимат помещений.
  • должны уметь:
    • готовить и оформлять блюда национальной кухни;
    • организовать семейные и национальные праздники;
    • дарить цветы и оформлять подарки;
    • изготавливать предметы оформления жилого дома.

Учебно-тематический план элективного курса «Хозяйка дома».

№ п/п

Наименование блока

Наименование тем блока

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Блюда национальной кухни. 1. Введение. Профессии: повар, кулинар, кондитер. Блюда русской кухни. Практическая работа: «Пельмени русские».

2

0,5

1,5

2. Блюда украинской кухни. Практическая работа: «Вареники».

2

0,5

1,5

3. Блюда белоруской кухни. Практическая работа: «Драники».

2

0,5

1,5

4. Блюда корейской кухни. Практическая работа: «Приготовление салата из моркови».

2

0,5

1,5

5. Блюда литовской кухни. Практическая работа: «Цепелинай».

2

0,5

1,5

6. Проект «Национальное блюдо». Практическая работа: «Защита проекта».

2

 

2

II

Семейный этикет. 1. Культура поведения в семье. Практическая работа: «Распределение обязанностей в семье».

1

0,5

0,5

2. Семейные и национальные праздники. Профессии: организатор, менеджер по рекламе. Практическая работа: «Изготовление сувениров».

2

0,5

1,5

3. Творческая работа: «Подготовка и проведение праздника».

5

 

5

III

Эстетика быта. 1 . Интерьер квартиры, жилого дома. Профессии: дизайнер, декоратор. Практическая работа: «Выполнение эскиза жилого помещения».

2

0,5

1,5

2. Творческая работа: «Выполнение изделия для украшения интерьера».

6

 

6

3. Экскурсия в дом быта «Радужный» с целью профориентации.

2

 

2

ИТОГО

30

4

26

Программное содержание курса

Блок. I. Блюда национальной кухни (12 часов)

Тема 1. Введение. Блюда русской кухни – 2 часа.

Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности №1. Профессии: повар, кулинар, кондитер.
Русская кухня в прошлом и настоящем. Знакомство учащихся с особенностями русской национальной кухни – сочетанием мучной основы с мясными, рыбными и растительными продуктами, разнообразием супов, каш. Приемы тепловой обработки продуктов в русской печке. Г
руппы своеобразных блюд русской кухни. Напитки. Требования к соблюдению технологического процесса.
Практическая работа: «Пельмени русские».

Тема 2. Блюда украинской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями и разнообразием блюд украинской кухни: борщ, мучные изделия, изделия и блюда из мясных, растительных и молочных продуктов, каши, всевозможные напитки.
Приправы и пряности. Способы измельчения и комбинированная тепловая обработка продуктов
Технологический процесс приготовления блюд украинской кухни.
Практическая работа: «Вареники».

Тема 3. Блюда белоруской кухни – 2 часа.

Характерные особенности блюд белоруской кухни – широкое использование картофеля, грибов.
Яичные блюда, каши, мучные изделия, молоко, кисели и компоты.
Способы приготовления блюд белоруской кухни.
Практическая работа: «Драники».

Тема 4. Блюда корейской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями традиционной корейской кухней, в которой значительное место занимают продукты моря, рис, яйца и овощи, приправы и пряности. Технологический процесс приготовления блюд корейской кухни.
Практическая работа: «Приготовление салата из моркови».

Тема 5. Блюда литовской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями блюд литовской кухни – широко используются продукты земледелия: зерновые, овощи; молоко и молочные продукты; мясные изделия. Напитки. Соблюдения технологического процесса в приготовлении блюд литовской кухни.
Практическая работа: «Цепелинай».

Тема 6. Проект «Национальное блюдо» – 2 часа.

Самостоятельная творческая работа учащихся по разработке проекта и его оформлению.
Практическая работа: «Защита проекта».

Блок II. Семейный этикет (8 часов)

Тема 1. Культура поведения в семье – 1 час.

Этика и такт – уважение к членам семьи. Забота о членах семьи.
Посещение больниц, траур, соболезнование.
Распределение обязанностей в семье.
Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры.
Практическая работа: ролевая игра «Распределение обязанностей в семье».

Тема 2. Семейные и национальные праздники – 2 часа.

Семейный уют. Организация и особенности семейных праздников.
Профессии: организатор, менеджер по рекламе. Семейные походы. Национальные праздники.
Как принимать гостей и вести себя в гостях. Время и продолжительность визита.
Организация праздника для младших братьев и сестер.
Изготовление сувениров, подарков.
Оформление альбома «История моей семьи».
Практическая работа: «Изготовление сувениров».

Тема 3. Творческая работа – 5 часов.

Творческая работа: «Подготовка и проведение праздника» (по выбору). Темы: 1. День рождения. 2. Новый год. 3. Пасха. 4. День Валентина. 5. Свадьба. 6. Рождество. 7. Хэлуин.

Блок III. Эстетика быта (8 часов)

Тема 1. Интерьер квартиры, жилого дома 2 часа.

Оформление интерьера квартиры изделиями декоративно-прикладного искусства. Изделия декоративно-прикладного искусства, их назначение. Профессии: дизайнер, декоратор.
Выбор декоративных изделий для оформления кухни, гостиной, спальни, ванной комнаты и т.д.
Проектирование изделий для оформления интерьера.
Особенности декоративного оформления различных помещений квартиры, жилого дома.
Практическая работа: «Выполнение эскиза жилого помещения».

Тема 2. Творческая работа – 6 часов.

Выбор изделий и составление макета по их использованию в интерьере квартиры.
Выполнение чертежа и изготовление изделия (по выбору).
Творческая работа: «Выполнение изделия для украшения интерьера».

Тема 3. Экскурсия в бом быта «Радужный» – 2 часа.
Знакомство с работой дома быта, с условиями работы, возможностями получения профессий.

Литература.

Для учителя:

  1. Васильева Т.А. «Ознакомление учащихся с народными праздниками и обрядами в трудовом обучении», журнал «Школа и производство», №4, 6, 1996.
  2. Греченко Л.М. «Урок кулинарии в русско-корейской школе», журнал «Школа и производство», № 6, 1996.
  3. Казакевич В.М. «Учебные комплекты «Хозяин дома» и «Хозяйка дома»», журнал «Школа и производство», № 6, 1996.
  4. Коновалова Л.Ю. «Предметы искусства в интерьере жилища», журнал «Школа и производство», № 3, 1999.
  5. Краснушкина Е.Р. «Основы фитодизайна – учителям труда», журнал «Школа и производство», №6, 1998.
  6. Лазарева Т.Ф. «Комнатные растения в интерьере жилого дома», журнал «Школа и производство», №1, 1997.
  7. Ларионова Т.П., Лашкова С.М. «Опыт изучения раздела «Культура дома»», журнал «Школа и производство»,  №2, 1998.
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М, 1986.
  9. Мокроусова И.Н. «Фестиваль «Варвара-рукодельница»», журнал «Школа и производство», №1, 2005.
  10. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. /Под ред. Сасовой И.А. – М., 2003.
  11. Мисюк А.Л. Азбука питания. – Харьков, 1998.
  12. «Новогодние традиционные праздники», журнал «Школа и производство», №8, 2002.
  13. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры изабавы для детей. – М., 2001.
  14. Петров В.М, Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники и забавы для детей. – М., 2000.
  15. Пономарева О.Н. «Квартира как экосистема», журнал «Школа и производство», №4, 2003.
  16. Программно-методичсские материалы: Технология. 5-1 ] кл. – М., 2000.
  17. Сафонова М.А. «Изделия из природных материалов», журнал «Школа и производство», №2, 2001.
  18. Сервировка и этикет. – Мн., 1999.
  19. Торосян С.С., Кузьмина А.Х. «Цикл классных часов «Новый домострой»», журнал «Классный руководитель», №6,7, 2004.
  20. Тротт Т.Ф. «Русская кухня», журнал «Школа и производство», №2, 1999.
  21. «Традиционные русские праздники», журнал «Школа и производство», №4, 2002.
  22. Технология. 9 кл. в 2-х частях. Поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д. и др. /Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград, 2003.
  23. Хаханова Л.П. «Композиция интерьера жилого дома», журнал «Школа и производство», №1, 1997.
  24. Юшкова Е.А. «Знакомимся с кухней разных народов», журнал «Школа и производство», №3, 2000.

Для учащихся:

  1. Азбука домоводства для больших и маленьких / Сост. Е.Ю. Самина. – М., 1990.
  2. Дела домашние. Советы по домоводству. –Владивосток, 1993.
  3. Кулинария.– М, 1993.
  4. Книга для девочек. – М., 1999.
  5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М., 2000.
  6. Новоженов Ю.М., Сопина Л.Н. Советская национальная кухня: Практическое пособие. – М.: Высш. шк., 1990.
  7. Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М., 1992.
  8. 1000 полезных советов по ведению домашнего хозяйства / Пер. С нем. – М., 2004.
  9. Рукоделие для всех. Современная энциклопедия домашнего хозяйства. – М., 2000.
  10. Советы на каждый день: Домоводство. Кулинария. Лечебник. – Калининград, 1993.
  11. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 кл. – Ростов н/Д., 2001.
  12. Угинчене Я. Бабушкины угощения/ – Пер. с лит. Э. И. Артискж. – Мн.: Полымя, 1994.

Приложение 1

Приложение 2