Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


План

Введение

1. Предпосылки создания данной технологии
2. Проблемы детей с речевой патологией
3. Практическое значение логоритмических занятий

Методологические и методические основы использования логоритмических занятий

1. Цели, задачи логоритмики
2. Направления логоритмических занятий
3. Структура логоритмических занятий
4. Средства логоритмики
5. Методика проведения логоритмического занятия
6. Оценка эффективности занятий

Заключение

Конец XX – начало XXI века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья. По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки.
Я работаю логопедом в специализированном коррекционном детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому, считаю целесообразным рассмотреть проблему здоровьесбережения на уровне дошкольного процесса воспитания и обучения ребёнка и предложить свою систему работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья у данной категории детей.

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Движения детей, страдающих нарушения речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразия сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, страдают все отделы периферического механизма. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус.

На определенном этапе работы для меня стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику. Целью моей работы стало создание такого вида занятий, который, с одной стороны, исправлял бы нарушенные функции, а с другой – развивал функциональные системы ребёнка, и не давал возможности сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии.

Я не буду оригинальной, если скажу, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Развитие речи детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в логопедической группе – основная задача логопеда в данной группе. Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.

Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эта программа должна в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике, которую я использую в своей практике. Её высокая эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы занятий.

На протяжении ряда лет, занимаясь с дошкольниками с нарушениями речи логоритмикой, я обратила внимание, что помимо коррекции речи и неречевых функций, дети меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми, сильными.

Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням. Логоритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Но что же такое логоритмика? Итак, логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Теоретической основой для построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональный (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмыслении задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.
Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией. Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.

Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними. В результате решения данной группы задач у детей с речевыми расстройствами укрепляются костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развивается способность произвольно двигаться в пространстве, разрушаются патологические динамические стереотипы, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Решение воспитательных задач содействует:

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения и неречевых процессов, комплексностью и поэтапной логопедической работы. Я учитываю возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса, праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить 2 направления:

1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов: слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности.
2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

I. Ритмическая разминка.
II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.
1. Упражнения для развития основных сторон внимания.
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
III. Упражнения оздоровительного характера.
IV. Слушание музыки
V. Пение.
VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
VIII. Игра.
IX. Заключительная ходьба или упражнения на реалаксацию.

Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гиманстика для глаз).

Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачёва (озвученный выдох), звуковом дыхание М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова. В каждое занятие я включаю пальчиковые игры или массаж пальцев, так как мелкая моторика напрямую связана с речью.

Средства, которые я использую в логоритмике следующие:

– ходьба и маршировка в различных направлениях;
– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус;
– упражнения, активизирующие внимание;
– счетные упражнения;
– речевые упражнения без музыкального сопровождения;
– упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
– упражнения, формирующие чувства темпа;
– ритмические упражнения;
– пение;
– игровая деятельность;
– упражнения для развития творческой инициативы;
– разнообразные виды движения;
– творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
– упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;
– упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;
– игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
– упражнения на реалаксацию;
– этюды для развития воображения, творческих способностей;
– упражнения на ориентировку в пространстве;
– ритмико-гимнастические упражнения;
– танцевальные упражнения;
– упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;
– чтение стихов, сопровождающееся движением;
– мимические упражнения;
– логопедические упражнения;
– разные виды массажей;
– коррегирующая гимнастика;
– игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;
– пластические этюды.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Следующий принцип предполагает обязательное включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т.п.

Опираясь на свежесть восприятия ребёнка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы занятия. По мере нарастания утомления идет переход ко второй части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность детям отдохнуть и подготовиться к игре.

Вслед за спокойным видом деятельности я перехожу к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба, а также пластические этюды и реалаксация нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.

В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, элементы соревнования и т.д.

Следует отметить, что данный вид занятий (логоритмика) проводится мной 1-2 раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей (10-12 человек), на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит от возрастной группы детей. Так, во II младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Логоритмические занятия проводим совместно с музыкальным руководителем, воспитателем под контролем логопеда. Логопед является ведущим и руководителем занятия. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение занятия. Воспитатель проводит индивидуальную работу по рекомендации логопеда.

Для оценки эффективности оздоровительно курса занятий по логоритмике я составляю карту индивидуального психомоторного развития ребёнка и групповой динамики проведенных оздоровительных занятий.

Для того, чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления и здоровьесбережения, я провожу тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляю в сводную таблицу.

По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.

Заключение

Таким образом, ежегодно изучая данные диагностик, я позволила себе сделать вывод о том, что использование в системе работы занятий по логоритмике позволяет полностью скорректировать нарушенные речевые функции у детей или не дать развиться данным нарушениям у детей с тяжелыми речевыми проблемами.
Помимо этого, к школе дети более физически развиты, развиваются дыхательная, опорно-двигательная система, приходит в норму нервно-психическое развитие. Также обучение с применением дифференцированных приёмов логоритмической работы положительно сказывается и на состоянии речи данной категории детей.
Итак, опираясь на диагностические данные, полученные мной за несколько лет работы, я позволю утверждать, что система логоритмических занятий является здоровьесберегающей технологией в воспитательно-образовательном процессе специального коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.