Цель: формирование математических представлений.
Задачи:
- Воспитательные: побуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние животных и желание помочь им.
- Обучающие: сравнить предметы по количеству, размеру; закреплять представление о пространственных отношениях, форме, цвете предметов, закреплять счет в пределах пяти, продолжать формирование понятий дикие и домашние животные.
- Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, умение изменять слова называя детенышей.
Материал: картинки с дикими животными: медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка их детеныши, домашнее животное лошадь; геометрические формы: круг, квадрат, треугольник по три штуки большой, средний, маленький; искусственная елка, береза.
Предварительная работа: чтение стихотворения "Снежная баба" Ю.Кушака, рассказа "Елка" В.Сутеева, лепка из пластилина, снега на прогулке.
Ход занятия
В группу к детям пришел Мишутка. (грустный)
Мишутка: Здравствуйте ребята, я Мишутка!
Дети: Здравствуй, Мишутка!
Мишутка: Я хочу с вами познакомиться.
Дети: (называют свои имена)
Мишутка, а почему ты грустный?
Мишутка: Мы шли по лесу и случилась беда. Снеговик решил прокатиться с горки, поехал, упал и развалился. А я один не могу ему помочь. Может вы ребята поможете собрать Снеговика?
Дети: Да, поможем, только мы не знаем дорогу.
Мишутка: Я знаю, пойдемте, в мой сказочный лес.(По пути в лес встречаются дикие животные).
Вот сколько снеговиков в лесу появилось.
Дети: Это не снеговики, это животные: медведь, волк, лось, лошадь.
Мишутка: Что они тут делают?
Дети: Волк, медведь, лось живут в лесу, они дикие животные. Лошадь - домашнее животное, она заблудилась.
Мишутка: Почему вы решили, что лошадь домашнее животное?
Дети: Она живет с хозяином, он ухаживает за ней. Мы ей сейчас дорогу к хозяину покажем (относят картину с изображением лошади в сторону).
Мишутка: Молодцы ребята, хорошее дело сделали. Пойдемте дольше.
(На пути встречаются лиса, белка, заяц, еж. Их детеныши играли вместе и разбежались, перепутали своих мам. Мамы просят Мишутку им помочь.)
Мишутка отказывается, говорит, что он с ребятами спешит Снеговика из беды выручать.
Дети: Мишутка, мы поможем (ставят картинки с детенышами правильно (лисе - лисят, ежу - ежат, белке - бельчат)).
Мамы благодарят ребят и показывают им дорогу дальше по тропинке.
Физминутка: "Прогулка в зимнем лесу"
Мы пришли в зимний лес. (ходьба по комнате) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками) Справа березка в шубке стоит (руку разводят в указанную сторону и смотрят) Слева елка на нас глядит (отводят руку и прослеживают взглядом) Снежинки в небе кружатся, (движение "фонарики" и смотрят вверх) На землю красиво ложатся. (кружась приседают) Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал. (прыжки) Это серый волк рыщет, (руки на пояс, Он себе добычу ищет! наклоны в стороны) Все мы спрячемся сейчас, (приседают прячась) Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, (имитируют сон) Так всю зиму и проспит. Пролетают снегири, (имитируют полет птиц) Как красивы они! В лесу красота и покой, (разводят руками в стороны) А нам надо идти лесною тропой. На пути по тропинке большой сугроб.
(садятся на свои места)
Мишутка: Ребята, нашу тропинку всю снегом замело, как дальше пройти, не знаю?
Дети: Можно обойти, перешагнуть, расчистить. (берут по донной геометрической фигуре)
Мишутка: Ребята, мы с вами в сказочном лесу и наш сугроб из снега превратился в какие то фигуры, из чего они, не знаю.
Дети: Они из белой бумаги.
Мишутка: Я такую фигуру никогда не видел, какие - то углы.
Дети: Это треугольник, потому что у него три угла. У Насти и Вадима тоже треугольники (показывают).
Мишутка: А у Димы тоже треугольник, вот сколько уголков.
Дима: Нет, у меня квадрат, потому что четыре угла. А еще квадрат у Ани и Руслана (показывают).
Мишутка: А у Тимошиной фигуры почему то углы оторвались.
Дети: Нет, это круг, он круглый, у него нет углов. (Смотрят у кого еще круги)
Мишутка: Сколько у нас геометрических фигур, давайте из них соберем Снеговиков.
Дети моделируют Снеговиков.
Мишутка: Вот сколько снеговиков получилось!
Дети: Нет, Мишутка, из треугольников большого, среднего и маленького получится елка. Из квадратов - пирамидка. А из кругов - похоже на Снеговика.
Мишутка: Из скольки кружков состоит Снеговик?
Дети: из пяти.
Мишутка: Да, мне нравится Снеговик, только чего то не хватает.
Дети: Нет глаз, носа, рук, рта, волос и т.д.
Мишутка: Вот я нашел еще много интересных предметов, может они понадобятся.
Дети моделируют Снеговика, рассказывают зачем нужны глаза, нос и т.д. Какой они формы, цвета.
Мишутка: Хороший снеговик получился, спасибо, вам, ребята. Мне с ним в лесу веселее.
Дети: До свидания, Мишутка. Нам пора в детский сад возвращаться.