В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья - одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая в последствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.
Одним из приоритетных направлений в деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детского сада комбинированного вида № 40 "Гуси-лебеди" г. Альметьевска" является физкультурно- оздоровительная работа.
С целью осуществления этого приоритетного направления используются парциальные программы и технологии:
- Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк.Учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. "Физическая культура - дошкольникам".
- Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.П. Кочетова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учеб. - метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. Учреждений. - М.: Мнесозина, 2004.
- И.В. Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
- Кудрявцев В.Т. программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста", - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
А так же в своей работе мы руководствуемся различными нормативно - правовыми и инструктивными документами по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ, ст.38, 41,42, 43;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 677 и другие
В детском саду функционируют 13 групп: 3 - первых младших групп, 3 - вторых младших групп, 2 - средние группы, 2 - старшие группы, 2 - подготовительные группы и 1 - логопедическая группа.
Проблема оздоровления, воспитания и развития - компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия
Решая оздоровительные задачи коллектив детского сада организует разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс профилактических, воспитательно- образовательных, оздоровительных мероприятий по разным возрастным ступеням.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований.
Педагогический коллектив детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Это закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, послесоновая гимнастика, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники и многое другое.
Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрены различные формы двигательной активности:
1) Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Мы, в нашем детском саду разнообразили форму утренней гимнастики: понедельник - аэробика, вторник - подвижная игра, среда - оздоровительный бег с комплексом дыхательных упражнений, четверг-с комплексом ОРУ, пятница - аэробика.
Проводится гимнастика ежедневно на открытом воздухе или в зале (в зависимости от погодных условий и возраста детей).
2) Основной формой организованной двигательной активности являются - физкультурные занятия. Два занятия в зале, одно на воздухе. С целью заинтересовать детей мы используем самые разнообразные формы проведения занятий. Это:
- занятия обычного типа - образцы, в которых можно найти во многих методических пособиях;
- игровые занятия - построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов;
- занятия-тренировки - так мы называем серию занятий по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики;
- сюжетно-игровые занятия - мы еще их называем прогулками-занятиями. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи;
- занятия на спортивных комплексах и тренажерах - такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени, или круговая система (по карточкам);
- занятия, построенные на танцевальном материале;
- занятия серии "Забочусь о своем здоровье" - проводится не менее 3 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведении закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, получают начальные познания о полезных и вредных растениях.
На данных занятиях осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы. Во время занятий обращаем внимание на дыхание, особенно во время занятий на открытом воздухе. Также в присутствии старшей медсестры и старшего воспитателя осуществляется медико-педагогический контроль. Ст. медсестра проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки. На основе результатов педагогических наблюдений делается заключение о соответствии содержания и методики проведения физических упражнений требованиям программы и физической подготовленности детей.
3) Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Ни у кого не вызывает сомнения, что дети зимой любят кататься на санках, играть в хоккей, футбол, а к лыжам малыши тянутся с раннего возраста. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект. А взять игры с мячом! Они всегда вызывают интерес у детей, да и у взрослых! Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является сновой методики обучения спортивным играм и упражнениям.
4) Во всех видах деятельности педагоги используют оздоровительные паузы, что позволяет снять утомление, активизировать внимание детей, повысить умственную работоспособность. Воспитатели проводят их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию.
5) Большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма, обучение детей ПДД. С этой целью в детском саду проводятся познавательные занятия, реализуется программа Стеркиной Р.Б, Авдеевой Н.Н "Основы безопасности детей дошкольного возраста".
6) Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания используются релаксационные игры, музыкальное сопровождение.
7) После сна воспитатели проводят гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.
8) Невозможно представить себе жизнь ребенка в д/саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников, соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Интересно проводятся Малые летние и зимние олимпийские игры, "Осенний марафон", "Зов Джунглей", "Папа, мама, я - спортивная семья", "Вперед, мужчины!", "Дни здоровья", "День смеха", "Сабантуй", "День физкультурника" и др. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения. Наш детский сад имеет определенные условия и хорошую материальную базу, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников.
9) Многие ребята нашего сада посещают спортивные секции по хоккею, футболу. В нашем детском саду многие посещают кружки по интересам, такие как: "Степ-аэробика", "Спортландия", "Флорбол", Клуб "Здоровый малыш" для младших групп.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы все условия:
- имеется физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
- в каждой группе а) оформлен физкультурный уголок, в котором имеется нестандартное физкультурно-игровое оборудование, изготовленное воспитателями совместно с родителями, в том числе и для профилактики плоскостопии;
б) уголки безопасности, где имеются макет улицы, транспорт, дорожные знаки, дидактические игры. Дети в игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения. Дети старшего возраста совместно с родителями оформили карту-схему "Безопасная дорога от дома до детского сада".
- Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками специальных занятий. На территории детского сада организованна физкультурная площадка. Здесь организуются занятия, спартакиады, спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол), соревнования, досуги.
- Методическое обеспечение позволяет в полном объеме педагогам проводить работу по данному направлению. Это богатая копилка методической литературы по оздоровительной работе, наглядный материал: плакаты, стенды, коллекция игр по валеологии, ЗОЖ, ПДД.
Физкультурно-оздоровительное направление осуществляется через все формы методической работы:
- Педагогические советы;
- Консультации;
- Тренинги, семинары- практикумы;
- Работа инструктора по физической культуре;
- Работа педагога-психолога;
- Неделя "Здоровья";
- Выставки, оформление стендов, плакатов;
- Выступление специалистов д/с на городских конференциях;
- Проведение КМО;
- Ежегодное участие в соревнованиях "Лыжня России", "Кросс Наций";
- Выезды коллектива на малый "Сабантуй";
- Встречи со специалистами города: главным врачом женской консультации, центра медицинской профилактики, врачом кардиологом, специалистом СПИД-центра.
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач происходит в контакте с медицинскими работниками. Медицинский персонал проводит обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья. Медицинские сестры контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следят за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Осуществляют контроль за мероприятиями по закаливанию детей и участвуют в организации оздоровительных мероприятий. Ведут ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Медицинский персонал проводит диагностику состояния стопы с использованием объективных методов исследования. В детском саду осуществляется рациональное питание. Для оздоровления детей, повышения защитных свойств организма проводится витаминизация третьего блюда, включаются в рацион питания натуральные соки, а также настой из плодов шиповника. В период подъема заболеваний используются природные фитонциды, образующиеся из эфирных масел лука и чеснока, с целью повышения бактерицидности воздуха.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы - это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания и т. д.
В каждой группе имеется папка, где родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике.
В папках-передвижках отражены темы: "Пословицы и поговорки о здоровье",
Выпускаются красочные стенгазеты, оформляются тематические стенды. Составили коллаж "Красота и здоровье", "В поход всей семьей". В группах оформили семейные фотоальбомы, коллажи по ЗОЖ.
В нашем детском саду проводятся недели "Здоровья", где в перечень мероприятий входят: информация для родителей "Проблемы йододифицита", выставка плакатов "Спорт против наркотиков", театрализованные представления, спортивные соревнования "Зов джунглей". Вовлечения родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией. Ежегодно проводятся совместные детско-родительские развлечения: "Как Баба Яга внука в армию провожала", "Каша из топора", "Папа, мама, я - спортивная семья".
Чтобы вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания на основе добровольного участия организовали родительский клуб "Здоровый малыш" для детей раннего возраста. Решения клуба носят рекомендательный характер, участники клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями. Разработали перспективный план работы, куда включены мероприятия по ЗОЖ: "Здоровый сон - здоровый малыш", "Развитие двигательной активности детей раннего возраста".
Проводятся мероприятия в виде консультаций, семинаров-практикумов, заседаний с показом практической деятельности. В качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как "Школа успешных родителей", деятельность которой осуществляется в соответствии с положениями и планом работы - это индивидуальные консультации для родителей, совместные детско-родительские встречи в различных формах: игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия (тренинги, семинары-практикумы на темы: "Использование больших гимнастических мячей", "Береги здоровье смолоду", "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ", "О здоровье всерьез", "Профилактика нарушения осанки").
В ДОУ проводятся вечера вопросов и ответов с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, где обсуждаются вопросы по формированию ЗОЖ. В результате обсуждений актуальной проблемы современности пришли к единому мнению о необходимости продолжения работы по профилактике наркотизации. С этой целью пригласили члена корреспондента международной ассоциации психоаналитиков Вересова В.А. Он рассказал о вреде наркотиков, алкоголя, табакокурения.
Они имеют возможность посещать "Дни открытых дверей": просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры, занятия по ЛФК, степ-аэробике. Родители сами принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования.
Таким образом, такие встречи не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.
Мы, педагоги и родители, несем ответственность за физическое, нравственное, социальное воспитание и развитие. Все хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. От того, как в дошкольном учреждении организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько физически крепкими, закаленными, сильными и волевыми войдут ребята в жизнь общеобразовательной школы.