Цель: создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов".
1. Настрой на работу.
Упражнение "Ассоциации".
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - :
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2. Определение правил работы на семинаре.
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения: 3 минуты
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.
1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
3. Теоретическая часть.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
- Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
- Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
- Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
- Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
- Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
- Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
- Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)
Типология проектов в ДОУ
По количеству | индивидуальные групповые |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная
область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая группа |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют
ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) |
Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Вторая младшая группа |
Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами:
Фаза проектирования:
I Стадия концептуальная.
Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.
II Стадия моделирования
Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).
III Стадия конструирования
Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.
Фаза технологическая
Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта
Фаза рефлексивная
Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии.
Способы разработки проектов:
- Системная паутинка по проекту;
- "Модель трёх вопросов"
- Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
- Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Рисунок 1. Разработка системной паутинки проекта.
Системная паутинка по проекту
Познание ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы: |
Чтение художественной литературы ведущая деятельность - чтение, формы: |
Коммуникация ведущая деятельность - коммуникативная, формы: |
Социализация ведущая деятельность - игровая, формы: |
Труд ведущая деятельность - трудовая, формы: |
Безопасность интеграция разных видов деятельности, формы: |
Здоровье интеграция разных видов деятельности, формы: |
Физическая культура ведущая деятельность - двигательная, формы: |
Формы взаимодействия с семьей и
соц.партнерами формы: |
Художественное творчество ведущая деятельность - продуктивная, формы: |
Музыка ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы: |
Режимные моменты интеграция разных видов деятельности, формы: |
"Модель трёх вопросов"
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то что дети уже знают | План (тема проекта) | Источники новых знаний, т. е. средства |
Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)
- Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
- Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Рисунок 2. Метод "Трёх вопросов"
Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Рисунок 3. Метод "Мыслительная карта"
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
- Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
- От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
- Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
4. Практическая часть.
Всем участникам разбиться на 3 группы и разработать проект "Аистёнок", посвящённый Дню рождения Детского сада, разными способами: 1 гр. способом "Системная паутинка проекта"; 2 гр. - "Модель трёх вопросов"; 3 гр. - способом "Метод мыслительных карт
5. Презентация разработанных проектов.
6. Шесть "П" проекта
Таким образом проект можно представить как "Шесть П"
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
7. Презентация портфолио проекта "Ёлочка" педагогами.
8. Рефлексия
Упражнение "Мишень"
Литература.
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.