Проектный метод в развитии дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Проектному методу в работе с кадрами в МБДОУ №54 Советского района г. Красноярска уделяется особое, приоритетное значение. В условиях перехода МБДОУ на новую программу развития дошкольного образовательного учреждения упор делается на делегирование ответственности и управленческих функций работникам через соуправление и самоуправление МБДОУ.

Соуправление и самоуправление обеспечивают взаимодействие в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах образовательно-профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса. Формами соуправления в нашем учреждении являются: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, родительские собрания и родительские комитеты МБДОУ (группы), деятельность которых регламентируется Уставом и другими локальными актами.

На этапе соуправления решаются тактические задачи в плане обеспечения интеграции и взаимодействия субъектов при организации созидательной деятельности.

Итогом вовлечения сотрудников и родителей в управление МБДОУ через использование проектного метода является представление каждого участника (педагога, ребенка, родителя) о специфики собственной роли, назначении и ответственности в совместной деятельности, в общем процессе функционирования и развития дошкольного учреждения.

Самоуправление является показателем профессиональной компетентности педагога, мерой его ответственности за порученное дело, где предоставляется возможность каждому сотруднику взаимодействовать с другими представителями коллектива для решения общей задачи.

В результате деятельности органов соуправления и самоуправления в МБДОУ №54 были реализованы проекты, направленные на развитие дошкольного образовательного учреждения.

- Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории дошкольного образовательного учреждения "Зеленый мир детства".

Коллектив и родители МБДОУ приложили много усилий для создания новых, необычных, привлекающих внимание детей объектов живой природы: были созданы цветники, альпийская горка, мини-пруд с уголком релаксации, огород, яблоневая аллея, рябиновый сквер, произведена обрезка деревьев и кустарников в соответствии требованиям СанПина, игровые участки пополнены новым оборудованием из металлоконструкций и разбиты разнообразные цветники.

Новоизменения и преобразования на территории дошкольного учреждения способствовали формированию его стиля и индивидуальности и, конечно, созданию благоприятных условий для организации прогулки с детьми в летний период: проведения наблюдений, экспериментирования, трудовой деятельности детей, развития их двигательной активности.

- Проект "Физическая культура и ее влияние на здоровье ребенка".

Направлен на создание системы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; развитие физических качеств и двигательных способностей каждого ребенка.

В результате реализации проекта произошло снижение заболеваемости детей на 4,6%, увеличилось количество детей с высоким уровнем развития двигательных навыков и физической подготовленности детей на 8%.

Об этом свидетельствуют и успехи детей:

- в 2008 г. сборная детей МБДОУ №54 получила Диплом районного управления образования за 2 место в районных соревнованиях по подвижным играм;

- в 2009 г - Грамота районного управления образования за 2 место в районных соревнованиях "Зимние забавы";

- в 2009 г - Грамота Главного управления образования администрации г. Красноярска за 1 место в детском фестивале двигательно-игровой деятельности среди дошкольных образовательных учреждений "Веселые старты".

В настоящее время реализуются проекты;

  • по внесению изменений и разработке нормативных документов и локальных актов (в положение "О порядке расходования надтарифного фонда", положение "О премировании работников", положение "О Координационном совете педагогов", в положение "О творческих группах педагогов" и другие);
  • по формированию Попечительского совета МБДОУ и его комиссий по повышению квалификации педагогов МБДОУ (Положение "О наставничестве МБДОУ №54", Положение "О педагогическом совете", Положение о творческой группе, Школа молодого специалиста)
  • по созданию условий для организации прогулки в зимний период "Зимние забавы" и другие.

Каждый проект предполагает вовлечение сотрудников и родителей МБДОУ через использование проектного метода в соуправление дошкольным образовательным учреждением. Способствует повышению ответственности каждого члена коллектива за порученное дело; формированию приверженности к учреждению среди коллектива сотрудников, родителей; формированию у детей желание и потребность ходить в детский сад.

В результате реализации проектов изменилось отношение сотрудников к решению многих вопросов в учреждении, т.к. внедрение проектов осуществляется через соуправление коллектива сотрудников и родителей совместно с администрацией МБДОУ.

Созданы условия для самореализации и достижения профессионального успеха педагогов, значительно возросла их методическая активность, активизировалось взаимодействие педагогов и родителей в рамках реализации поставленных задач для развития учреждения.

Литература.

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.-4-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2006.-96 с.

2. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: Методическое пособие./ Авт.-сост.: Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М: Айрис - пресс, 2005.-178 с.

3. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис-пресс, 2005. -144с.- (дошкольное воспитание и развитие).

4. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы/Никитина С.В., Петрова Н.Г., Свирская Л.В.- М.: Линка - Пресс, 2008.-224с.

5. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1998.-228 с.