Цели урока:
Обучающие:
- углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам дисциплины;
- проверка общего уровня эрудиции;
Развивающие:
- развитие логического мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;
- развитие творческого мышления;
- развитие менеджерских умений;
- развитие интереса к дисциплине;
Воспитательные:
- воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения;
- воспитание чувства сплоченности и коллективизма.
Тип урока: технология "Коноп" - контрольный опрос студентов с включением игровых элементов.
По дидактическим целям:
- Урок проверки знаний, умений и навыков;
- Урок обобщения и систематизации знаний.
По способу проведения:
- Сочетание различных форм занятий;
По этапам учебного процесса:
- Контрольный урок (зачет, устный и письменный опрос).
Учебное оборудование:
- Игровое поле с секторами (2 шт.);
- Бочонки с номерами (от 1 до 15);
- Фишки для каждого студента с его номером (по 3 шт. на каждого студента);
- Тетрадь для каждого студента (10 шт.);
- Доска и мел;
- Таблички с балльной системой.
Классификация педагогической технологии, применяемой на уроке:
- Система малых групп (по типу организации и управления познавательной деятельности);
- Обучающая и воспитывающая (по характеру содержания и структуры).
Средства достижения цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
- создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе;
- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность и в тоже время умение работать в группе;
- создание обстановки для естественного самовыражения студента.
Дидактические задачи:
- Формирование умений и навыков.
- Умение применять полученные знания.
- Контроль.
- Методы: частично - поисковый (эвристический) метод, в том числе:
- Словесные;
- Объяснение;
- Комбинированный;
- Практические.
Структура урока:
№ | Название этапа. | Время, отведенное на этап (мин.). |
1 | Организационный этап | 2 |
2 | Подготовительный этап | 10 |
3 | Этап всесторонней проверки знаний (непосредственное проведение игры) | 65 |
4 | Этап подведения итогов урока | 18 |
5 | Рефлексия | 5 |
Итого: | 100 |
Содержание учебного материала:
Правила проведения зачетного занятия по технологии "Коноп":
1. Организация и порядок проведения.
Продолжительность игрового контрольного опроса 1-2 часа в зависимости от сложности темы и количества студентов.
Учебно-игровой урок проводится в виде соревнования между двумя командами студентов, на уроке обеспечивается многократная смена видов деятельности, создаются условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивается обратная связь, накопление оценок.
Студенты группы разбиваются на 2 команды (по 5 человек), выбираются капитаны команд, которые будут исполнять роль организаторов и координировать действия, среди ребят своей подгруппы.
Капитаны получают от ведущего учетный бланк, фишки, номера для игроков и игровое поле.
Каждому игроку выдается фишка с его номером. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на пронумерованные секторы.
По дисциплине, для контрольного опроса, составлено 10 простых и 5 зачетных вопросов. Карточки с простыми вопросами имеют номера 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 14, 15, а карточки с зачетными вопросами - 3, 6, 10, 11, 13.
Секторы игрового поля, номера которых соответствуют номерам карточек с зачетными вопросами, выделены другим цветом, чем все остальные.
Капитаны команд, участвуя в игре, одновременно ведут учет полученных баллов каждым игроком и командой в целом (<Приложение1>).
2. Оценка ответов.
Правильный ответ на простой вопрос (теоретический аспект) 15 баллов, не совсем точный и уверенный - 10 баллов, со значительными погрешностями - 5 баллов (здесь имеется в виду то, что если студент отвечает на вопрос без подсказок - 15 баллов, если предлагаются 3 варианта ответа - 10 баллов, если приходится выбирать из 2 вариантов ответов - 5 баллов).
Соответственно, ответы на зачетные вопросы (практический аспект) оцениваются 20, 15, 10 баллами.
Чтобы получить по дисциплине в зачетку оценку "отлично", нужно набрать не менее 45 баллов, "хорошо" - не менее 30 баллов, "удовлетворительно" - не менее 15 баллов (это в случае, когда в команде 5 человек, а вопросов 15 (10 простых и 5 зачетных)).
3. Ход игры.
Игра начинается по сигналу преподавателя. Члены команды поочередно достают из мешка бочонок с номером вопроса, ставят свою фишку на игровое поле и отвечают на соответствующий вопрос.
Если игрок не смог ответить на вопрос, он штрафуется, т.е. получает (-5) баллов за незнание ответа на простой вопрос, (-10) баллов - за незнание ответа на зачетный вопрос.
Если ответ был неточен, нужно его дополнить. Дополнить может любой игрок команды, получив за это определенное количество баллов (2 балла).
Может случиться так, что никто из игроков команды не знает правильного ответа на выпавший вопрос, тогда капитан (посоветовавшись с членами команды) должен "купить" информацию у соседней команды. Если же соседняя команда не сможет "продать" информацию, необходимо обратиться к преподавателю с этой же просьбой. За ответ на простой вопрос нужно "заплатить" 15 баллов, за зачетный вопрос- 20 баллов. (За одну подсказку снимается 5 баллов.)
Внимание! Это является необходимым условием игры, так как все играющие обязательно должны услышать правильный ответ.
После того как один и тот же бочонок с номером вытянули разные команды, его убирают из игры. В случае совпадения номера бочонка в одной команде делается повторный ход. Игра заканчивается, когда не остается ни одного бочонка в мешке (будут даны ответы на все вопросы).
4. Подведение итогов игры.
Капитан команды подсчитывает количество баллов каждого игрока и общий балл команды. Преподаватель делает анализ работы каждого игрока и команды, дает оценку капитана как организатора.
Премиальные баллы командам: за четкую и хорошую организацию игры команды - 30 баллов; за самый высокий средний балл - 20 баллов; за скорость ответов - 10 баллов.
Преподаватель (руководитель игры) заполняет итоговую таблицу (<Приложение 2>) и награждает победителей.
5. Рекомендации.
В основу данной методики положен игровой контроль знаний "Приказ", разработанный в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.
Технология разработана подробно. Технологии ее внедрения разработаны хорошо. Требуются значительные временные затраты на подготовку. Результаты оправдывают временные затраты, но проигрывают другим инсценировкам опроса.
Требуется особая подготовка преподавателей. Применяться в учебном процессе может редко. Противопоказанием является слабая подготовка преподавателя.
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие;
Сообщить тему урока;
Сообщить цели урока.
2. Подготовительный этап (подготовка к проведению игры-зачета).
Выбрать капитанов команд (выбираются самые умные студенты);
Создать команды для проведения игры-зачёта (капитаны команд сами, по очереди, набирают себе команду);
Раздать капитанам учетные бланки, фишки и карточку с номером для каждого игрока и игровое поле;
Сообщить и разъяснить правила проведения игры-зачета (см. выше)
Командам предлагается придумать название и девиз.
3. Этап всесторонней проверки знаний (непосредственное проведение игры-зачета).
Игра-зачет (<Приложение3>, <Приложение4>);
Сегодня мы проведем занятие в виде игры-зачета, позволяющее подвести итоги по дисциплине. Итак, приступим к игре.
Физкультминутка;
Преподаватель говорит: "Закройте глаза, расслабьте брови, медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение, медленно, с напряжением, переведите глаза вправо", и т.д.
Игра-зачет (<Приложение3>, <Приложение4>).
4. Этап подведения итогов урока (игры-зачета).
Капитаны подсчитывают баллы каждого из игроков и всей команды в целом;
Преподаватель дает премиальные баллы;
Заполняется итоговая таблица;
Награждаются победители и остальные (выставление итоговых оценок).
5. Рефлексия.
Высказывания студентов об игре и пройденной дисциплине в целом.
Используемая литература:
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2006.
- Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
- Горелова Г.В., Кацко И.А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 ч. Ч. 2: Учеб. Пособие для вузов. 6-е изд. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2005.