Урок внеклассного чтения во 2-м классе "Мой любимый писатель Н.Н. Носов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование интереса к чтению произведений Н.Н.Носова; учить выразительно читать диалоги;
  • развивать читательское воображение, наблюдательность, красивую выразительную речь;
  • развивать способности полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, откликаться на прочитанное;
  • способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия;
  • воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме.
  • Корзина с вещами: шляпа, песок, крупа (рис или гречка), заплатка, телефон.
  • Напечатанные отрывки из рассказов Н.Н.Носова.
  • Выставка книг.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся на урок

2. Постановка темы урока.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Я книга! Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережен со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен:
Оберегай меня от пятен!
Мне корешок не поломай!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы!
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети: О книге.

Учитель: Вы любите читать книги?

Дети: Да.

Учитель: Книга говорит: «Я товарищ твой. Я лучший друг». Почему?

Дети: В книге можно найти ответ на любой вопрос, прочитать обо всем на свете.

Учитель: А кто же сочиняет книги?

Дети: Писатели.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем много нового и размышляем о творчестве интересного человека и замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова.

Приложение 1. Слайды 1-2

3. Основная часть

а) О писателе Н.Н.Носове.

Учитель:  В этом году 23 ноября ему исполнилось бы 101 год. Каким же был этот человек?
Читать Николай научился в пять лет. Причем его никто не учил. Учили читать его старшего брата, а возле него учился и он. Первыми книгами его были два томика из серии «Золотая библиотека»: это «Чудо – сказки» и «Волшебные сказки». Из этих книг маленький Коля узнал, что кроме обыкновенных людей существуют сказочные короли и королевы, принцессы и принцы, добрые волшебники, колдуны и ведьмы. Он узнал, что на свете существуют волшебные палочки, шапки-невидимки, ковры-самолеты и многие другие необычные вещи. Так началась у мальчика дружба с книгой.

Подготовленные ученики рассказывают отдельные факты из биографии писателя.

1 ученик.  А потом Колю вместе со старшим братом решили отдать в гимназию. Но брат заболел, и отец повез на экзамены одного Николая. Экзамены он выдержал с успехом. В диктанте по русскому языку не сделал ни оной ошибки. И арифметику сдал на отлично.

2 ученик.  Семья носовых жила бедно. После уроков Коле пришлось торговать газетами.  Деньги все уходили на «жизнь». И все-таки самым любимым местом его были палатки, в которых продавали книги.

3 ученик.  В годы учения в гимназии, а после в рабочей школе Николай Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, сочинительством для рукописного журнала «Икс», а еще химией, шахматами и фотографией.

4 ученик.  Прежде чем стать писателем он переменил много занятий: был газетным торговцем, землекопом, косарем, возчиком бревен.

5 ученик.  И только по окончании Института кинематографии в Москве он стал настоящим писателем.

Учитель:  Николай Николаевич Носов был настоящим волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей планеты. Он очень хорошо умеет писать про ребят: про их радости и горести, про их дела и заботы, про мальчишеские проказы.
Как это у него получается? Тут много секретов.
Первый в том, что Николай Николаевич сам был мальчишкой, сам немало выдумывал и мастерил.
Второй секрет в том, что жизнь Николая Носова была полна трудностей, но он всегда старался их преодолевать и всегда начатое дело доводил до конца.
А третий секрет в том, что у Носова настоящий талант. Талант зорко видеть вокруг себя и вдаль, талант крепко любить нашу жизнь, талант весело, щедро, умно, а, главное, правдиво писать. Недаром он сказал однажды:

Слайд 3. «Я люблю писать о замечательных, правдивых, честных, смелых, дружных ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели могли их полюбить».

Эти три секрета и помогали писателю во всех его делах. За свою творческую деятельность Николай Николаевич Носов награжден орденом Красной Звезды, Государственными премиями нашей страны, а, главное, огромной любовью и признанием всех ребят, читающих его замечательные рассказы.

б) Выставка книг.

Учитель: Перед нами выставка сборников рассказов Н.Носова. Многие рассказ мы читали. Найдите самый интересный, по вашему мнению, рассказ. Почему он вам очень понравился, расскажите?

Свободные высказывания детей.

в) Игра-викторина «Корзина с потерянными вещами».

Учитель: В этой корзине - вещи, которые потеряли герои из рассказов Николая Николаевича. Из каких произведений потерялись эти предметы?

Шляпа – «Живая шляпа»
песок – «На горке»
крупа (гречка) – «Мишкина каша»
заплатка – «Заплатка»
телефон – «Телефон»

4. Физпауза

г) Игра «Прочитай отрывок и узнай рассказ писателя».

д) Игра «Узнай из какого произведения эта иллюстрация»

Слайды 4,5,6,7,8.

е) Игра «Живая викторина».

Учитель:  Сейчас ребята покажут вам сценки из рассказов Н.Носова. Узнайте эти рассказы. (Приложение 2)

ж) «Разгадай кроссворд» (Приложение 3)

Слайды 9-20.

Учитель: Запишем ответы на вопросы и узнаем ключевое слово.

  • Как называется рассказ, в котором Петя и Валя играли в «Три поросенка» и так напугали друг друга?
  • Как зовут главного героя рассказа «На горке»?
  • Как называется город, в который попал Незнайка?
  • Герои какого рассказа сначала получили чучело, а затем знамя?
  • Как зовут друга Шпунтика из сказочной трилогии о Незнайке?

5. Подведение итога урока

Учитель: Прочитайте ключевое слово. Кто он?
– Какой из рассказов понравился больше всего?
– Чему учат нас рассказы Николая Носова?