Урок алгебры в 9 классе. Учебник: "Алгебра 9" Ш.А.Алимов и др.
Цели:
- Закрепить умения применять свойства степени с целым показателем.
- Воспитывать настойчивость для достижения конечных результатов, чувство ответственности за свои действия.
- Развивать навыки оценивания своей и чужой деятельности.
Оборудование: проектор для воспроизведения презентации Microsoft PowerPoint, доска для работы на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент (5 мин)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет домашнее задание. Отмечает, что сегодня продолжаем повторять свойства степени с целым показателем и проведем урок-игру "Математический бокс". Ученики записывают тему урока (слайд 1).
2. Устная работа (5 мин)
"Математическая разминка" (слайд 2)
Учащиеся в тетрадях ставят знаки "+" (если согласен с утверждением) и " - " (если не согласен с утверждением). Всего 5 утверждений (слайды 3 - 7).
1) Если а 0 и n -натуральное число, то
а-n = -аn
2) Для любого а 0 и любых целых n и m справедливо:
аnаm = аn+m и аn:аm = аn-m
3) Для любого а 0 и любых целых n и m справедливо:
(аn)m = an+m
4) Для любых а 0, b 0 и любых целых n и m справедливо:
(ab)n = anbn ,
(a/b)n = an/bn.
5) Если а 0, то
a0 = 1.
Далее проверяют свои ответы (слайд 8)
-, +, -, +, +
и оценивают себя сами.
3. Выполнение заданий (20 мин)
"Первый раунд" (слайд 9).
К доске вызывается ученик - "первый боксер", который решает с комментариями 4 примера. Остальные решают в тетрадях.
1) 34 * 3-13 * 3-5 * 311 =
2) (2/3)-7 : (2/3)-5 =
3) 2-1 + (-3)-3 =
4) ( а-1 + а-2) 2 - 2а-3 =
Кто первый решит - получает "5". Проверка ответов (слайд10)
1) 1/27
2) 9/4
3)25/54
4) а-2 + а-4
"Второй раунд" (слайд 11).
К доске вызывается следующий ученик - "второй боксер", который решает с комментариями еще 4 примера. Остальные решают в тетрадях.
1) (0,1)2: (0,1)-2 =
2)
3-2 * 93 =
27
3) (0,2)-2 + (0,5)-2 =
4) (а-2 - b-2) а2b2 =
Кто первый, верно, решит - получает "5".
Далее проверяются ответы (слайд 12).
1) 0,0001
2) 3
3) 29
4) b2 - a2
Обсуждается - кто победил и почему.
"Забава для болельщиков" (слайды 13 - 21)
Составляется математический кроссворд. Учитель читает вопросы, ученики отвечают, подняв руку.
1) Чему равно количество углов треугольника, возведенное в степень, равную:
(1/3 )-4 * (1/3)3?
2) Чему равна разность значения суммы углов треугольника и значения выражения:
715: 7 13?
3) Чему равна разность значения одного угла прямоугольника и значения выражения:
(2-2)-2?
4) Чему равно произведение количества углов трапеции и значения выражения:
60 + 51?
Вопросы составлены так, что учащиеся не только повторяют свойства степени с натуральным показателем, но и вспоминают геометрический материал. В конце кроссворда высвечиваются два числа, которые и будут номерами домашнего задания на следующий урок.
4. Самостоятельная работа (10 мин) (2 варианта)
"Бой любителей" (слайд 22)
1 вариант
1) 8-6 : 8-7
2) (1/4)-2 - 4-3 : 4-5
3) 2,7 * 10-4 * 2 *104
2 вариант
1) 2-5 : 2-9
2) (1/7)-2 - 7-2 : 7-4
3) 10-5 * 3,1 * 105 * 3
Учащиеся на отдельных листках выполняют самостоятельную работу. Сдают ее. И после этого показываются ответы для того, чтобы каждый ученик смог увидеть - верно, или неверно выполнил работу (слайд 23).
1 вариант
1) 8
2) 0
3) 5,4
2 вариант
1) 16
2) 0
3) 9,3
5. Заключительный этап (5 мин)
"Домашняя тренировка" (слайд 24)
№ 73, 74.
Еще раз напоминаются номера для домашней работы. Подводятся итоги урока. Учащиеся отмечают, что они усвоили хорошо, а над чем еще нужно поработать. Выставляются отметки. Также можно провести работу по рефлексии учащихся.