Проект "Первоклассник". Курсы будущих первоклассников

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Введение

Актуальность проекта

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Период адаптации к школе, связанный с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения Как педагог-психолог я наблюдала, что у многих детей наблюдается более длительный период адаптации. Дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Освоение нового статуса ученика происходит к концу первого полугодия.

Я думаю, учителю необходимо заранее познакомиться со своими воспитанниками, узнать их мотивацию, уровень подготовленности к школе, т.е. развитие математических способностей, логическое мышление, речевую готовность, внимание, память, быстроту мышц руки, умение копировать задание, усидчивость, готовность ребенка воспринимать коллектив. Особенно это важно для тех детей, которые не посещали детский сад.

Поэтому возникла необходимость в создании особого учебного комплекса для подготовки будущих первоклассников. Подготовительные занятия в стенах школы оказывают немаловажное значение:

  • для шестилеток – быстрая адаптация детей к школе;
  • для учителя – возможность правильного выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка;
  • для родителей – возможность получить квалифицированные рекомендации об уровне подготовки ребенка к школе.

Я предлагаю курс «Первоклассник», который позволяет перенести адаптационный период первоклассника с сентября на лето.

Цель: выявление уровня подготовленности будущих первоклассников для дальнейшей квалифицированной помощи ребенку и родителям в учебном процессе.

Задачи:

  • Разработать план занятий по развитию жизнедеятельности детей в сочетании достижений предыдущего этапа развития с базовыми предпосылками последующего школьного, усилению факторов, развивающих готовность дошкольников к органичному переходу в новые условия жизнедеятельности (развитие физической, мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, общеличностной, социальной готовности дошкольника);
  • Формировать родительскую компетенцию по вопросам воспитания детей;
  • Вовлечь педагогов, детей, родителей в совместную деятельность.

Проблема: Длительность адаптационного периода первоклассников.

Срок реализации проекта: 1 год.

Возраст участников проекта: 6,5–7 лет.

Методы работы:

  • метод эвристической беседы;
  • метод ролевой игры;
  • поисково-познавательный метод;
  • игровой метод;
  • иллюстративный метод;
  • метод «обратной связи».

Новизна: впервые разработан и создан курс «Первоклассник».

Содержание проекта

1. Основу организации образовательного процесса должны определять:

  • обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
  • создание развивающей предметной среды;
  • широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
  • выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка.

2. Специфика работы:

  • небольшая продолжительность занятий 25–30 минут, с 2–3 физ. минутками;
  • небольшая продолжительность в течение дня (1,5–2 ч.)

Принципы работы:

  • Принцип ведущей деятельности.Игра как ведущая деятельность дошкольника рассматривается как базовая форма познания и общения на развивающих занятиях.
  • Принцип возрастного развития. Предлагаемый для работы материал ориентирован одновременно и на возрастные особенности контингента, и на зону их ближайшего развития. Это дает возможность детям с различным уровнем возрастного развития чувствовать свою познавательную и коммуникативную компетентность.
  • Принцип индивидуального личностного развития. Происходит учет особенностей отдельного ребенка в контексте групповой развивающей работы.
  • Принцип содействия развитию ребенка. Его реализация связана с формированием профессиональной позиции специалиста-педагога, исключающей формальность в построении образовательных отношений с группой детей.

3. Механизмы реализации проекта

I этап – подготовительный (Февраль–апрель)

Он предшествует созданию системы работы курсов. Организационно-административная и организационно-методическая работа в этот период включает в себя:

  • Научно-методическое обоснование программ;
  • экспертную оценку развивающих и диагностирующих программ;
  • проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

II этап – работа курсов (май–июнь)

В этот период проводится следующая работа:

  • первичная диагностика поступающих в школу детей;
  • проведение родительских собраний информационно-просветительского содержания, индивидуальное консультирование родителей.
  • системные развивающие занятия с дошкольниками.

III этапаналитико-корректирующий (сентябрь–декабрь)

В это время проводимая работа включает в себя:

  • подготовка педагогами и психологом отчетов по итогам работы подготовительных курсов;
  • сравнительную психодиагностику по выявлению изменений в развитии детей, экспертизу диагностических средств;
  • усовершенствование имеющихся учебных программ и разработку новых.

IV Послепроектный этап (январь)

приглашение для участия в проекте учителей и психологов других школ Курьинского района

Эффективность работы будет признана при одновременном наличии нескольких показателей:

  • высокого процента детей, успешно обучающихся в школе после завершения занятий в подготовительных курсах;
  • положительных отзывов родителей о характере школьной адаптации первоклассников после окончания курсов;
  • желание педагогов продолжать работу по разработанным курсам, совершенствовать учебные программы и разрабатывать новые.

4. Условия реализации и ожидаемый результат проекта

Условия реализации: создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией курсов со стороны администрации школы, педагогического коллектива.

Ожидаемый результат: Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”. Содержание курса включает задания диагностического характера, это позволит выявить уровень готовности ребенка к школе и определить программу индивидуально для каждого. Раннее знакомство учителя с семьями будущих первоклассников, позволит с первых дней обратить внимание на здоровье каждого, выявить социально – бытовые условия некоторых семей и оказать им адресную помощь.

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Устав МОУ «Курьинская сош» им. М. Т. Калашникова
  • Закон Р.Ф. об образовании

5. Методические рекомендации по проведению курсов

Необходимость подготовительных курсов для будущих первоклассников вызвана изменившимися условиями обучения: в школу приходят дети с 6,5 лет, которые будут учиться четыре года. Следовательно, снижается уровень готовности детей к обучению, но в то же время увеличивается срок влияния начального обучения на развитие школьников. Мой курс "Первоклассник" создан для того, чтобы исследовать уровень подготовки к школьным занятиям (образовательный, технический, развивающий, воспитательный) и на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ "настоящего школьника".

Эта своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Курс "Первоклассник" носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения "Первоклассник" строится как обучение умениям учебного сотрудничества.

Курс "Первоклассник" проводится после выпуска ребят из детского сада учителем, который будет обучать их в первом классе. Такое соединение в привлекательном лице первого учителя полностью соответствует замыслу подготовительного курса, облегчает ребенку переход от дошкольной к школьной жизни.

6. План занятий подготовительных курсов «Первоклассник»

Содержание занятий вариативно, изменчиво, может корректироваться.

ДЕНЬ I. Занятие 1. "Знакомство"
Занятие 2. "Режим дня школьника"
Занятие 3. "Экскурсия по школе"
ДЕНЬ II. 3-1. "Встреча. Приветствие"
3-2. "Ориентация в пространстве"
3-3. "Работа с бумагой. Рыбки в аквариуме"
ДЕНЬ III. 3-1. "Счет предметов"
3-2. "Моя любимая игрушка"
3-3. "Развитие речи. Описание игрушки"
ДЕНЬ IV. 3-1. "Звуки в речи"
3-2. "Сравнение предметов"
3-3. "Введение в музыку"
ДЕНЬ V. 3-1. "Предмет и слово"
3-2. "Геометрические фигуры"
3-3. "Знакомство с английским языком"
ДЕНЬ VI. 3-1-2. "Сказки А.С. Пушкина. Введение оценки"
3-3. "Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина." Сказка о рыбаке и рыбке"
ДЕНЬ VII. 3-1. "Геометрические фигуры. Прямоугольник"
3-2. "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
3-3. "Построение. Подвижные игры"
ДЕНЬ VIII. 3-1-2. "Слово – как единица речи"
3-3. "Работа с бумагой. Изготовление бабочки приемом гофрирования"
ДЕНЬ IХ. 3-1. "Предложение"
3-2. "Сказки К.И. Чуковского"
3-3. Открытое занятие для родителей. "Обобщение."
ДЕНЬ X. 3-1. "Закрепление по темам обучения грамоте"
3-2. "Тестовая работа по математике"
3-3. "Подвижные игры"

Полные разработки занятий см. в приложении

Заключение

Адаптация ребенка к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Различают три уровня адаптации ребёнка к школе : высокий, средний, низкий.

Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям.

Мой курс «Первоклассник» поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса.

Литература:

  1. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 1986.
  2. А.С. Дмитриев Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. Журнал "Начальная школа + до и после" №8, 2006.
  3. С.Ю. Юдина Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа до и после №8, 2004.
  4. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина, – М.: Педагогика.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001.
  6. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком», 1998 – 160 с.
  7. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст]: / Л.М. Фридман// – М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 208 с.
  8. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? – М.: 1996.
  9. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. – Рига: 1999.