Цель: Средствами художественно-изобразительного искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию средств музыкальной выразительности и красочных оттенков художественной палитры.
- Учить составлять цветовые композиции, используя инновационную технологию работы с масляными мелками.
- Раскрыть особенности живописного колорита (тёплые и холодные тона). Развивать способность определять доминирующие цвета и их эмоциональное значение.
- Посредством использования здоровьесберегающих технологий укреплять физическое здоровье воспитанников.
Оборудование для занятия:
- видео- и аудио- воспроизводящая аппаратура (ноутбук, миди-проектор, экран),
- доска с креплениями для рисунков,
- схема этапов рисования и образец,
- разноцветные платочки по количеству детей,
- наборы масляных мелков, ткань в пяльцах, салфетки по количеству детей,
- рыбка-игрушка для проведения зрительной гимнастики,
- талисманы-сюрпризы для детей.
Ход занятия
Педагог предлагает детям встать в круг.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете участвовать в необычном занятии, которое называется "Талисман желаний".
Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, пожелаем доброго удачного дня и постараемся настроиться на активную работу. Помогут нам в этом следующие упражнения. Вы будете повторять их за мной:
1. Уши сильно разотрем и погладим и помнем.
(Массируют мочки ушей, а затем всю ушную раковину).
2. Покачаем головой - неприятности долой!
(Дышат глубоко, расправив плечи; опускают голову вперед и медленно раскачивают ею из стороны в сторону).
3. Покиваем головой, чтобы был в душе покой. (Кивки вперед и назад).
4. Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить. (Слегка надавливают пальцами на точку концентрации внимания, которая находится на среднем пальце).
Вот теперь мы полны сил и энергии!
Сегодня я предлагаю вам заняться интересным и необычным для вас делом: я научу вас воплощать свои фантазии, но не на обычной бумаге, а на ткани не обычными карандашами, а масляными мелками.
Педагог предлагает детям занять свои места.
Педагог:
Обратите внимание, что я приготовила для каждого из вас, что лежит перед вами?
Ответы детей:
Мелки, ткань, пяльцы.
Педагог:
Какое оборудование вам не знакомо?
(Дети показывают пяльцы)
Это пяльцы. Как вы думаете, что такое пяльцы и для чего мы закрепили на них ткань?
Ответы детей:
Это нужно для вышивания.
Педагог:
Правильно, пяльцы - это приспособление для вышивания, а ткань мы закрепили на них, чтобы она была натянута как лист бумаги.
Теперь обратите внимание на мелки. Они очень похожи на карандаши, только след от мелка получается чуть толще и ярче. Вот этими материалами мы будем сегодня работать.
А теперь ответьте мне, вы любите мечтать?
Ответы детей: Да!
Педагог:
О чем вы мечтаете?
Ответы детей:
Я мечтаю о собаке, о велосипеде, о новой кукле, а я мечтаю о сестренке и пр.
Педагог:
Вспомните сказочных персонажей или волшебные предметы, которые помогают героям сказок осуществлять их желания?
Ответы детей:
Волшебная палочка, скатерть-самобранка, джин, щука, золотая рыбка и т.д.
Педагог:
Пожалуй, самый красивый и грациозный персонаж - золотая рыбка. Золотая рыбка может служить талисманом, ведь она помогает в исполнении желаний.
Хотите увидеть, как выглядит волшебная золотая рыбка?
Ответы детей:
Да, хотим!
Педагог:
Сейчас вы увидите чарующий танец красавиц-рыбок в подводном царстве. Обратите свое внимание, как меняется цвет рыбки в соответствии с характером музыки.
Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма "Фантазии Уолта Диснея" на музыку П.И. Чайковского.
Комментарии педагога:
Сейчас звучит мажорная, мягкая, чарующая музыка и рыбки окрашиваются в теплые тона. Звучат минорные, немного тревожные аккорды и на передний план выплывают рыбки, окрашенные в холодные, тёмные тона. Обратите внимание, как красиво движется хвост рыбки!
Педагог: (после просмотра видео сюжета)
Какая рыбка вам понравилась и запомнилась?
Ответы детей:
Мне понравилась яркая рыбка, которая пряталась за своим хвостиком.
А мне понравились рыбки, которые танцевали и делали цветочек.
А мне понравилась рыбка, которая пряталась за водорослями.
Педагог:
Ребята, как вы думаете, что помогает рыбке так красиво и грациозно двигаться в воде?
Ответы детей:
Ей помогают хвост и плавники.
Педагог:
Давайте покажем руками в воздухе, как они красиво двигались.
(Дети по показу педагога выполняют плавные движения кистями рук).
Ребята, давайте сегодня нарисуем волшебную рыбку в подводном царстве. Когда я первый раз смотрела этот мультфильм, мне захотелось нарисовать вот такую рыбку.
Выставляется образец работы на доску.
Педагог:
Посмотрите, какая она яркая, веселая. Хвост ее похож на лепестки цветка. Вокруг рыбки водное пространство: часть подводной скалы, песок, водоросли.
Чтобы у вас получилась такая рыбка, обратите внимание на схему, где изображена последовательность выполнения работы.
Дети рассматривают схему, педагог комментирует этапы, а дети в воздухе "рисуют" элементы работы.
Педагог: Сначала нарисуем туловище рыбки в форме овала, его мы разместим в центре.
Дети рисуют в воздухе.
Педагог:
Далее хвост. Он может быть таким, как на моем рисунке или другой, как вам захочется.
Далее мы пририсовываем плавники, а затем более мелкие элементы. Какие? Назовите.
Ответы детей:
Чешуя, рот, глаз.
Педагог:
Рыбка не может просто "повиснуть в воздухе", поэтому мы нарисуем для нее водное пространство. Что мы можем изобразить, что окружает рыбку в воде?
Ответы детей:
Камешки, водоросли, подводные скалы и пр.
Педагог:
У нас с вами получится волшебная, загадочная рыбка.
Зрительная гимнастика.
Педагог демонстрирует заранее изготовленную игрушечную рыбку и предлагает детям посмотреть, как красиво и резво движется она под музыку. Чтобы не спугнуть рыбку, дети должны затаиться и не двигаться и только глазами наблюдать за ней.
Дети, не поворачивая головы, следят глазами за перемещением рыбки.
Динамическая пауза:
Педагог предлагает детям перенестись в подводное царство и устроить подводный бал. Детям предлагается выбрать разноцветные платочки ( это будут хвостики или плавники) и попробовать свободно, красиво и плавно подвигаться, как красавицы-рыбки в мультипликационном эпизоде.
Звучит музыка П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик", дети двигаются.
Затем педагог предлагает детям сесть на места. Дети рассаживаются.
Педагог:
Кто хочет рассказать, в какой последовательности мы будем выполнять свою работу? Чем мы закончим свою работу?
Дети рассказывают по желанию или по "цепочке".
Педагог:
Чтобы вам лучше определиться в выборе цвета вашей рыбки, её характера, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе свою рыбку: ее цвет, размер, форму.
Звучит музыка, дети слушают, после чего приступают к работе.
Педагог:
Мы с вами видели сегодня много рыбок, вы можете нарисовать любую рыбку по цвету и форме. Фантазируйте! А теперь приступайте к работе, постарайтесь выполнить ее аккуратно и не торопясь. У вас все получится хорошо!
Дети работают под музыкальное сопровождение. После окончания работы, вывешивают свои рисунки на доску.
Педагог:
Вот и готовы ваши красавицы-рыбки! Какие они все разные. Кто хочет рассказать о рыбке, которая ему понравилась больше всего и почему? (какая рыбка получилась красочная, какая волшебная, загадочная и пр.)
Дети анализируют завершенные работы, при этом педагог отмечает качество выполнения работы, проявления творчества.
Педагог:
Чему новому вы сегодня научились на занятии?
Ответы детей:
Мы научились рисовать волшебную рыбку на ткани масляными мелками.
Педагог:
Если вы хотите, чтобы ваш рисунок стал еще ярче, красочнее, я покажу вам "маленькое волшебство". Вот этот рисунок я прогладила горячим утюгом (демонстрирует готовую работу). Вот теперь моя рыбка по-настоящему волшебная! Ее можно повесить на стену, подарить друзьям и пр. Теперь и вы - настоящие волшебники! Вы можете дома своим близким показать такое чудо, прогладив под присмотром взрослых, горячим утюгом свой рисунок. Теперь у меня сюрприз для вас: Я приготовила для каждого из вас талисманы в подарок. Надеюсь, что теперь все ваши желания будут исполняться!
Педагог раздает детям рыбки-талисманы в подарок. Занятие окончено.
Комплексное занятие по художественно-изобразительной деятельности в сочетании с музыкой и танцевальными движениями под музыку. В занятии использовались инновационные технологии работы с масляными мелками на ткани.
Используемая литература.
- И.А. Лыков "Изобразительная деятельность В детском саду" Москва, 2007.
- Т Н. Просиякова "Уроки мастерства" Федоров, 2005.
- М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина "И учёба, и игра" Изобразительное искусство, Москва 1997.
- "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения "№8,2008Г.